ЗАКОННОСТЬ — общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране; стержень нормального функционирования всей общественной системы. Законность предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, т.е. осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важны социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость, надежность правопорядка. Принцип законности имеет несколько аспектов: во-первых, это обеспечение и защита прав и свобод граждан со стороны государственных органов и должностных лиц, во-вторых, строгое соблюдение законов и подзаконных актов самими гражданами.
Режим законности означает необходимую строгую регламентацию деятельности учреждений и организаций, поддержание правопорядка на федеральном, региональном и местном уровнях.
Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать «механизм», обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, например предусмотреть санкции за невыполнение закона, порядок обжалования неправильных действий должностных лиц, защиты своих прав и т.д. Тогда модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством. В социально-психологическом плане идея законности воспринимается как убежденность в необходимости строго соблюдать конституцию, законы и иные правовые аспекты, уверенность в устойчивости, обязательности и определенности правовых предписаний, в надежности защиты от правонарушений. Таким образом, идея законности есть немаловажная социальная ценность, которая осознается и влияет на поведение граждан и должностных лиц лишь при наличии ряда условий, к числу которых относятся: полнота законодательного урегулирования общественных отношений; стабильность основных правовых институтов; действенность правовых гарантий; равное отношение к любому человеку при применении законов; неотвратимость ответственности за их нарушение, справедливость. Неотвратимое наказание вора или взяточника, строгое соблюдение трудового или административного законодательства, охрана жилищных прав, справедливое разрешение жалобы — именно на этих или подобных им фактах, касающимся конкретного лица, его родных и близких, граждане и получают представление о режиме законности, приобретают уверенность в его устойчивости либо, напротив, разочаровываются в практике его соблюдения.
Состояние законности характеризуется соблюдением правовых норм: чем строже они соблюдаются, тем выше уровень законности. И наоборот. Особо социально опасным являются нарушения норм уголовного права.
Государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в России закона — федерального или субъекта Федерации, поскольку неопубликованные законы не должны применяться. Конституция России в части 3 ст. 15 содержит, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой — запрет, обращенный к любому правоприменителю,— не применять неопубликованный закон. Правоприменители (включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления и суды) не должны применять не опубликованные официально законы.
Согласно части 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом России. Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в Парламентской газете, Российской газете или Собрании законодательства Российской Федерации. Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Федеральные конституционные законы и федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом России.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|