ВЕТО (от лат. veto — запрещаю; англ veto) — в широком смысле слова это устный или письменный запрет, наложенный на решение определенного субъекта управомоченным на то органом или лицом; в государственном праве вето — право определенного органа государственной власти, например главы государства, наложить запрет на принятый парламентом законопроект, реализуемое в соответствующем акте. Различают: абсолютное (или резолютивное) вето, когда глава государства своим решением окончательно отклоняет закон, принятый парламентом; относительное (или отлагательное, суспензивное вето (от лат. suspensus — отсроченный, приостановленный), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает его вступление в силу, так как парламенту предоставляется право вторично принять этот закон новым голосованием.
В ряде стран для вторичного (окончательного) принятия законопроекта требуется квалифицированное большинство голосов. Например, в России имеет место отлагательное вето Президента Российской Федерации. Согласно статье 107 Конституции РФ, если Президент России в течение 14 дней с момента поступления федерального закона для подписания и обнародования отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы федерального Собрания России, то он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.
Понятие «вето» иногда употребляется и в значении liberum veto (свободное вето), или принцип единогласия. В польском государственном праве с XVI в. существовал обычай, требовавший полного единогласия в решениях сеймов и сеймиков. Любое лицо, правомерно присутствовавшее на соответствующем собрании, при решении вопроса могло использовать право nie pozwolam (не дозволяю), и решение считалось в таком случае непринятым. Единогласие как принцип государственного устройства применялось и в др. славянских государствах (в том числе и в русском), проявляясь в способе решения дел на древнем вече. Но в Польше этот принцип достиг полного своего развития, сохранился и в позднейшее время, воплотившись в строгую форму, оказал значительное влияние на весь ход государственной жизни. В 1589 г. единогласие окончательно было признано необходимым условием для принятия любого решения сейма. В дальнейшем злоупотребления единогласием привели к тому, что большая часть заседаний сеймов срывалась, и решения не принимались. В связи с этим стали вводиться ограничения, первое из которых относится к 1768 г., когда все дела, подлежащие решению сейма, были разделены на экономические и государственные. Экономические должны были решаться большинством голосов, государственные — единогласно. В современном международном праве правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|