СУВЕРЕНИТЕТ является естественным и необходимым условием существования любого государства и публичной власти. Он имеет многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. В течение многовекового применения и изучения государственного суверенитета в отечественной и зарубежной литературе сложилось множество различных определений его понятия и разнообразных представлений о его содержании. Так, Г. Еллинек рассматривал государственный суверенитет как способность государства к «исключительному правовому самоопределению». Только суверенное государство, писал он, «может — в пределах установленных или признанных им самим правовых границ — совершенно свободно нормировать содержание своей компетенции». Суверенная государственная власть, по мнению Г. Еллинека, означает власть, «не знающую над собой никакой высшей власти; она является поэтому в то же время независимой и верховной властью. Первый признак проявляется преимущественно вовне, в сношениях суверенного государства с другими державами, второй — во внутренних отношениях, по сравнению с входящими в состав государства лицами». Л. Оппенгейм исходил из того, что государственный суверенитет есть «высшая власть, власть, не зависящая ни от какой другой земной власти». Суверенитет «в строгом и самом узком смысле этого слова», пояснял он, подразумевает «полную независимость как в пределах страны, так и за ее пределами». Аналогичные взгляды на понятие и содержание государственного суверенитета весьма часто встречаются во многих отечественных и зарубежных источниках и ныне.
В суверенном государстве должны быть обеспечены верховенство и независимость государственной власти.
Верховенство государственной власти — это ее неограниченность ничем, кроме Конституции Российской Федерации, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевластие.
Независимость государственной власти означает, что только она сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный порядок в стране.
Носителем суверенитета и источником государственной власти в России является ее многонациональный народ, осуществляющий государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции Российской Федерации. Суверенна именно Россия в целом, а ее субъекты не могут рассматриваться как суверенные образования. Попытки наделять их суверенитетом противоправны, направлены на отрицание верховенства Конституции Российской Федерации и в итоге — на подрыв единства России.
Государственный суверенитет России провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.
Суверенитет не есть власть, это важнейший организационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политического развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость во внешних сношениях.
В федерации одновременно и в максимально полной мере должны обеспечиваться интересы как государства в целом, так и его субъектов — интересы всего проживающего в ней населения. Это возможно лишь тогда, когда носителем государственного суверенитета является федерация в целом, а составляющие ее части — субъекты — соучаствуют в решении федеральных проблем, но не рассматриваются как суверенные государства (образования).
В науке конституционного права обычно различают понятия народного, национального и государственного суверенитетов. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свободном, самостоятельном определении ими форм их политического, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет является основой суверенитета государства, а последний, в свою очередь, выступает как политико-юридическая форма выражения полновластия народа и суверенной воли наций и народностей.
Народный суверенитет выражается в признании народа единственным верховным носителем всей власти в стране. Наличие народного суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Согласно статье 3 Конституции РФ осуществление власти народа происходит в двух формах:
Национальный суверенитет — верховное, неотчуждаемое право нации на самоопределение, право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации.
Государственный суверенитет — это верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая при этом законность и общепризнанные нормы международного права.
Материальную основу суверенитета составляет государственная территория, юридическим выражением которой является понятие территориального верховенства Принцип государственного суверенитета и принцип неприкосновенности границ и территориальной целостности также взаимно обусловлены. Посягательства на территориальную целостность или границы государства являются посягательствами на территориальную целостность государства.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|