СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
Социология (франц. sociologie, от лат. societas — общество и греч. logos — слово, учение; буквально — учение об обществе) — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым. Необходимой предпосылкой социологического познания является взгляд на общество как на объективно взаимосвязанное целое, «...а не как нечто механически сцепленное и допускающее поэтому всякие произвольные комбинации отдельных общественных элементов...». В отличие от утопических теорий, умозрительно конструирующих образцы идеального общества, социология ориентирована на изучение с помощью многообразных научных методов реально существующих общественных отношений, на предвидение тенденций их развития с целью использования полученного знания для управления социальными процессами.
Социология как самостоятельная наука сложилась в XIX в. Основателями социологии являются французский ученый О. Конт (1798—1857) и английский исследователь Г. Спенсер (1820—1903). О. Конт рассматривал социологию как науку об обществе, акцентируя внимание на действующих и способных действовать индивидов в отношениях между собой. Вся социологическая концепция его характеризуется идеалом «порядка и прогресса». Саму социологию он подразделил на две основополагающие составляющие — социальную статистику и социальную динамику. Первая призвана изучать условия существования и законы функционирования социальных систем; вторая — законы их развития и изменения.
Социальная статистика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества. Разделяя общество на отдельные структурные институты, он выделяет семью, государство и религию, играющие важнейшую роль в обеспечении органического единства всех людей. Социологический аспект права обнаруживается во взглядах О.Конта на государство. По его мнению, государство — это блюститель общественного порядка, стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденций коренного расхождения чувств, идей и интересов людей. Без этого невозможен общественный прогресс. Вот почему следование общественному порядку, подчинение государству, его правовым установкам, полагает О. Конт, — священный долг любого представителя общества. Социальная динамика О. Конта — это позитивная теория общественного развития. Не отрицая определенную роль в этом факторов, которые он именовал вторичными (например, климат, прирост населения, разделение труда), безусловное первенство ученый отдавал духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и пути его развития определяются у О. Конта «состоянием человеческих умов». Г. Спенсер особое внимание уделял функционированию общественной системы, ее различным организациям и учреждениям. Он считал, что социология призвана описывать и объяснять развитие политической организации, жизнедеятельность общества и его частей, а также определенные формы контроля над различными учреждениями общества. Объектами социологического анализа являются знания, нравственность, эстетическая сфера, а также взаимная зависимость между структурами и организациями общества, с одной стороны, и жизнедеятельность людей, их поступки — с другой. Г. Спенсер обратил внимание на противоречивый и редко понятный характер развития общества, в том числе и в правовой области. В этой связи он подчеркнул следующее: нередко увеличению избирательных прав в обществе сопутствует то, что чиновничество ограничивает в разных формах деятельность граждан. Под влиянием взглядов О. Конта и Г. Спенсера развивалась буржуазная социология. В социологии права существуют различные точки зрения на место социологии права в системе социальных наук, которые условно можно сгруппировать в три направления:
Наиболее влиятельная современная социологическая концепция права базируется на теории социальных систем Н. Лумана. Он обосновывает существование социологии права как самостоятельной научной дисциплины, поскольку ее утверждение в таком качестве все еще встречает сопротивление. В социологической литературе до сих пор не прослеживается связь права как предмета научного исследования «с развитием новой социологической теории». Причину этого Н. Луман видит в том, что для социолога правовая наука с ее специфическим понятийным аппаратом невероятно сложна; проникновение в правовую материю «без обременительного специального изучения» невозможно. Никто из социологов, например, не знает, что такое действие закона в пространстве, негаторный иск, обеспечение обязательств и тд. По существу, социологией права могут плодотворно заниматься по совместительству лишь юристы.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|