СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Правовое регулирование брачно-семейных отношений осуществляется семейным законодательством, которое состоит из ратифицированных Российской Федерацией международных правовых актов, Конституции России, Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ и других, как установлено в статье 3 СК РФ, федеральных законов, а также законов субъектов Федерации.
Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.
Среди международных документов выделим два, закладывающих основы семейных отношений.
Это прежде всего Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. В частности, в статье 23 Пакта записано, что:
В статье 24 Пакта регулируется положение детей, родившихся в семье, в частности статья устанавливает, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован немедленно после его рождения и должен иметь имя. Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Вторым значительным документом, также частично регулирующим семейное законодательство стран-подписантов, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
В статье 10 Пакта участвующие в Пакте государства признают, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак. Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.
Международный пакт в статье 11 признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
Конституция Российской Федерации в части 2 ст. 7 устанавливает, что «в Российской Федерации... обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства... развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Конституция в статье 72 предусматривает, что семейное законодательство находится «в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации».
Основу семейного законодательства составляет Семейный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 марта 1996 г. (п. 1 ст. 168 СК РФ) (см.: Семейный кодекс).
Помимо Семейного кодекса, в отдельных случаях для регулирования семейных отношений применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации: статьи 17 и 21 — для определения понятий семейной правоспособности и дееспособности; статьи 198—200 и 202—205 — при применении исковой давности к семейным отношениям; статьи 450, 451, 453 — при изменении и расторжении брачного договора; статьи 169, 176—179 — при признании брачного договора недействительным; статьи 31—40 — при установлении опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми и другие. Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в статье 4 СК РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется, если:
Как уже отмечалось, в соответствии со статьей 72 Конституции России, а также пунктом 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Причем в отдельных статьях Семейного кодекса специально оговаривается возможность решения конкретного вопроса законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 2 п. 2 ст. 13 СК РФ субъектам Федерации предоставлено право устанавливать порядок и условия, при наличии которых может быть разрешено вступление в брак до достижения 16 лет. При этом субъектам Российской Федерации следует учитывать, что такие случаи должны быть обусловлены особыми обстоятельствами и носить исключительный характер.
Во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов принимаются подзаконные нормативные акты.
Так, например, постановлением Правительства России от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удерживание алиментов на несовершеннолетних детей» определены виды заработной платы и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, а также виды иных доходов, из которых взыскиваются алименты с родителей на содержание их несовершеннолетних детей.
Постановлением Правительства России от 17 июля 1996 г. №829 утверждено Положение о приемной семье. Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которые тем не менее не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный Суд нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права Среди постановлений Пленума Верховного Суда, принятых после введения в действие Семейного кодекса, следует назвать постановления: от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов», от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
Действие семейного законодательства в пространстве подчиняется следующим правилам:
Действие семейно-правовых актов по кругу лиц. Российское законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации. Исходя из части 2 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с российскими гражданами. Отдельные исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами или международными договорами.
Имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи, не урегулированные семейным законодательством, регламентируются гражданским законодательством постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|