ПРАВО НА ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ затрагивает жизненно важные интересы миллионов человек — пенсионеров, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Государственная пенсионная система России переживает кризис, доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен.
Кризис пенсионной системы стал следствием двух причин. Первая — резкий скачок цен в 1992 г., не сопровождавшийся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсий. Вторая причина — августовский кризис 1998 г., принесший резкое повышение прожиточного минимума, из-за чего существенно снизилась и покупательная способность государственных пенсий. Естественно, что сложившаяся экономическая ситуация потребовала корректировки программы пенсионной реформы.
Ключевые моменты реформы — введение накопительных элементов в государственное пенсионное страхование и накопительных страховых тарифов — российскому Правительству пришлось перенести на весьма неопределенное время. Таким образом, с 1999 г. началась постепенная адаптация пенсионного законодательства к изменяющимся (порой непредсказуемо) экономическим условиям.
Начиная с 1995 г. было предложено несколько проектов пенсионного реформирования, однако в результате нестабильной экономической обстановки в стране и августовского кризиса 1998 г. государство откладывало реформу на будущее. С 1 января 2002 г. в России стартовала пенсионная реформа. Реформирование системы пенсионного обеспечения в России проводится в соответствии с Концепцией пенсионной реформы 1997 г., которая предусматривает меры по развитию существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения.
Первый уровень — социальная пенсия, которая унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.
Второй уровень — обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и инвестиционного дохода; обязательна для всех работников моложе 30 лет. Для работников в возрасте от 31 года до 40 лет переход на накопительную систему предполагается добровольным и частичным: на именные счета направляются личные взносы по ставке 5% от зарплаты, благодаря чему по достижении пенсионного возраста работникам выплачивается пенсия из распределительного источника на уровне 20% средней зарплаты по стране, а вместе с накопительным источником — 25—30% средней зарплаты, которую он имели в год выхода на пенсию.
Третий уровень — дополнительные пенсионные системы, включающие обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников. В настоящее время предусмотрены различные виды пенсий:
Все они устанавливаются в виде периодических денежных выплат. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью выплачиваются трудовые пенсии. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Государственные пенсии для отдельных категорий граждан устанавливаются специальными законами, например:
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|