A A B
Б Ч Ц
ОРАТОРСКИЙ ТУРНИР
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / П / Пропорциональная избирательная система

Правовой словарь: Пропорциональная избирательная система

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (см.: Избирательная система) действует в многомандатных избирательных округах, где голосование ведется по партийным спискам и обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть, для того чтобы участвовать в распределении мандатов. Например, на очередных выборах депутатов согласно новому Федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в Государственную Думу будет установлен 7%-ный барьер, т.е. необходимо будет получить не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чтобы участвовать в распределении мандатов. Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению.

Пример. В многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распределились следующим образом: А — 20000; Б — 15000; В — 30000; Г — 35000; Д — 50000. Таким образом, в голосовании приняли участие 150000 избирателей. Определяем избирательную квоту: 150000:6 = 25000. В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, полученных каждой партией, делим на избирательную квоту:

А — 20000:25000 = 0 (20000 в остатке)
Б — 15000:25000 = 0 (15000 в остатке)
В — 30000:25000 = 1 (5000 в остатке)
Г — 35000:25000 = 1 (10000 в остатке)
Д — 50000:25000 = 2

Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 4. Распределение оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по методу наибольшего остатка или наибольшей средней. По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей. В данном примере по 1 мандату получат партии А и Г. Окончательные результаты будут следующие: А — 1; Б — 0; В — 1; Г — 2; Д — 2. Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. Это будет выглядеть следующим образом:

А — 20000:1 (0 мандатов + 1) = 20000
Б — 15000:1 (0 мандатов + 1) = 15000
В — 30000:2 (1 мандат + 1) = 15000
Г — 35000:2 (1 мандат + 1) = 17500
Д — 50000:2 (2 мандата) = 25000

По одному мандату получат партии А и Д, имеющие наибольшую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка: А — 1; Б — 0; В — 1; Г — 1; Д — 3.

Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная картина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии (крупные или небольшие) ориентирована избирательная система в данной стране.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной. Во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удельный вес мандатов. Во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций. Пропорциональная система дает возможность всем политическим организациям, пользующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мнений различных слоев населения при принятии решений. Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной квоты в округе может заранее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая, фактически небольшие партии шансов на получение мандатов. В данном случае большая избирательная квота выполняет роль «заградительного барьера».

Против небольших партий может быть направлена и практика образования небольших полиноминальных округов, от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, реально ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном положении оказываются крупные партии. Поэтому максимальное использование демократического потенциала пропорциональной системы возможно лишь при максимальном укрупнении избирательных округов и выборе оптимальной системы определения пропорциональности при распределении мандатов.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube