ПРЕЗИДЕНТ (от лат. praesidens — «сидящий впереди», т.е. председательствующий на собрании) (см.: Институт президентства). Президент государства — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов.
Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства Полномочия президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на нею возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства, накладывает вето на законы, не соответствующие основному закону государства, и тд.
В соответствии с особым статусом и полномочиями президента на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.
Согласно Конституции Президент России является главой государства (ч. 1 ст. 80). Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.
Закрепляя статус Президента как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает связанные с этим функции, касающиеся основ жизнедеятельности государства и общества.
Президент Российской Федерации является гарантом федеральной Конституции. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами государства, налагает вето на законы, не соответствующие Конституции, приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства России. Кроме того, выполнять функцию гаранта Конституции он может не только лично, но и путем обращения в компетентные органы, прежде всего в суды. Президент вправе направлять в Конституционный Суд Российской Федерации запросы о конституционности различных нормативных правовых актов и обращаться в Конституционный Суд по вопросам толкования Конституции.
На Президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы. Указы и законы могут быть направлены на защиту правового положения личности в целом или регулировать статус отдельных групп населения: пенсионеров, военнослужащих и других групп населения, нуждающихся в защите со стороны государства.
При Президенте действует Комиссия по правам человека, являющаяся совещательным и консультативным органом. В ее задачи входят: создание условий для реализации Президентом его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации; содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации по реализации основ государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; укрепление международного сотрудничества в области обеспечения и защиты прав и свобод человека.
Кроме того, Президент России призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Например, Президент постановил исключить дублирование функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; совершенствовать правовое регулирование разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов России и органами местного самоуправления в целях упразднения функций органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления и др.
Защита суверенитета, независимости, безопасности и целостности являются прямой обязанностью Президента Российской Федерации, названной в присяге, которую он приносит при вступлении в должность.
Важнейшая задача Президента России — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами. Одним из эффективных и часто используемых на практике средств являются согласительные процедуры, которые дают возможности урегулирования отношений между различными органами государственной власти. Сущность таких процедур — принятие компромиссных решений, удовлетворяющих все спорящие стороны, и, в конечном счете, в достижении взаимного согласия. Во всех подобных случаях Президент играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет. При этом нередко переговоры проводятся либо им лично, либо с участием его представителей.
К обеспечению взаимодействия органов власти можно отнести и направление Президентом своих замечаний в парламент, что позволяет впоследствии избежать необходимости использования президентского вето. Предусмотрены также процедуры совместного формирования ряда центральных органов государства. Например, состав ЦИК России назначается на паритетных началах Президентом, Государственной Думой и Советом Федерации.
Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Основные направления внутренней и внешней политики определяются в ежегодном послании Президента страны Федеральному Собранию Российской федерации. Реализация этих основных направлений политики, проведение их в жизнь является правом и обязанностью уполномоченных органов законодательной и исполнительной власти.
Наконец, Президент Российской Федерации как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Он вправе признать от имени своего государства текст международного договора или дать согласие государства на обязательность для него договора. Президенту предоставляется возможность активно влиять на внешнюю политику и проводить в жизнь им самим определенные политические установки.
Кроме того, Президент может выступать в разных качествах. При заключении договора между федеральным органом государственной власти и органом власти субъекта Федерации, а также в ряде других внутрифедеральных отношений он выступает от имени федеральных органов. При определении задач единой системы исполнительной власти в Российской Федерации он представляет государство в целом, включая все его субъекты.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|