A A B
Б Ч Ц
ОРАТОРСКИЙ ТУРНИР
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / П / Политический плюрализм

Правовой словарь: Политический плюрализм

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (см.: Плюрализм) — создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим силам, действующим в рамках закона, это свобода политических мнений и политических действий и это гарантия реализации принципа народовластия.

Политический плюрализм предполагает политическое многообразие, которое означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности».

Оно проявляется во многих сферах жизни общества, к которым относятся:

  • выборы;
  • референдумы, различные по территории проведения;
  • деятельность различных фракций и депутатских групп законодательных (представительных) органов государственной власти;
  • деятельность органов местного самоуправления.

Главной формой политического многообразия является многопартийность (ч. 3 ст. 13 Конституции России). Институт многопартийности имеет положительные оценки в рамках развития процесса демократизации государственно-организованного общества. Так, возникновение института многопартийности — один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Конституционное право не раскрывает понятия многопартийности. По мнению ученых-юристов, это понятие включает в себя как минимум два элемента:

  • наличие нескольких партий;
  • участие нескольких партий в осуществлении государственной власти.

Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан. Их целью является завоевание и осуществление политической власти в обществе. Получив власть посредством выборов, партии могут проводить в жизнь свои идеи. В развитых странах осуществление власти силами, представляющими ту или иную политическую партию, а не какое-либо (пусть и очень достойное) частное лицо уже давно привычная реальность. При этом первичными являются именно политические идеи, исповедуемые той или иной партией, а не личность ее лидеров, хотя и она, конечно, немаловажна. Наиболее характерно для многопартийности чередование (периодическая смена) партий в отправлении исполнительной власти в зависимости от итогов парламентских или президентских выборов (США, Великобритания, Япония). Такое чередование основано на конституционном праве, включая и обычаи.

В России политическая и партийная системы, к сожалению, еще не достигли того уровня развития, который им присущ в большинстве демократических государств, а потому именно правовое регулирование деятельности партий в России способно как дать толчок формированию многопартийности, так и поставить перед образованием новых партий непреодолимые барьеры.

Для Конституции России не важно количество политических партий, их численный и социальный состав, идеология и пр. Она ограничивается установлением организационных и функциональных параметров существования общественных объединений. Речь идет, с одной стороны, о том, что принципы организации общественного объединения не должны противоречить требованиям демократии и прав человека в том виде, в каком они выражены в Конституции, и, с другой стороны, цели и деятельность общественных объединений не должны противоречить основам конституционного строя.

Принцип многопартийности означает также законность политической оппозиции. Конституция России легализует мирное, ненасильственное соперничество политических партий за участие в осуществлении государственной власти в установленных Конституцией парламентских и иных формах. Кроме того, многопартийность выступает как важнейшая предпосылка демократического формирования органов государственной власти на основе конкуренции между собой (за голоса избирателей) политических партий. В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения. Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений насущных проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями, которые избиратели анализируют и сопоставляют между собой, а не харизма отдельных лидеров партии, заменяющая собой цели и задачи партии.

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube