МУСУЛЬМАНСКОЕ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера. Если человек чувствует приближение смерти, он должен освободиться от долгов и залогов, а также заплатить налоги закят или хумс. Если он не в состоянии сделать это, например по слабости, то должен сделать распоряжение (оставить письменное завещание или вызвать свидетелей из правоверных), чтобы из его имущества заплатили его долги и вернули залоги.
Шариат требует от мусульманина выполнения и религиозного долга, и в свой смертный час он должен поручить своим наследникам выполнить этот долг. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.
В основе мусульманского учения лежит вера в существование двух миров: земного мира (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир — временный, преходящий, грешный, главный же — загробный мир. Учение ислама утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от его поведения в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, он не может миновать земную жизнь. Еще в XI в. знаменитый богослов аль-Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном».
Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков, у родителей отсутствует право на ограничение числа наследников. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вахф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 часть состояния завещателя (на большее требуется разрешение всех наследников). Отец не может оставить все свое имущество только одному своему сыну (или дочери), если у него их несколько. В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них. Немалае место в шариате принадлежит вопросам наследования по закону и по завещанию (васийат). Особо установлено, что мусульманин может наследовать кяфиру — неверному («нечестивому»), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия (хотя кяфир не может наследовать мусульманину).
В мусульманской юриспруденции разработаны правила дележа наследства. Например, если оно представлено единичными неделимыми вещами, то их получает старший сын умершего наследодателя.
Наследники покойного или покойной распределены шариатом по группам следующим образом:
Если остались отец (или мать) и сын покойного, наследство делят на шесть частей: одну — отцу (или матери), пять — сыну. Если же у покойного остались отец (или мать) и сыновья и дочери, наследство также делится на шесть частей, из которых одна часть достается отцу (или матери), а остальные распределяются между детьми, из расчета, что доля каждого сына равна доле двух дочерей. Если остались отец (или мать) и дочь покойного, наследство делят на четыре части: одну часть — отцу (или матери), остальное — дочери умершего. Если же у покойного остались отец и несколько дочерей или мать и несколько дочерей, наследство делят на пять частей, одна из которых достается матери или отцу, а остальные поровну делятся между дочерьми. В случае же, если у покойного не осталось детей, а есть только внуки (например, один внук от дочери и одна внучка от сына), наследство делят на три части: одну часть — внуку от дочери, две — внучке от сына, потому что внуков по мужской линии шариат ставит выше, и т.д.
Если покойный не имеет братьев и сестер, наследство получают племянники и племянницы, причем племянники и племянницы по материнской линии получают наследство поровну, тогда как доля каждого племянника по отцовской линии равна доле двух племянниц по этой линии.
Если наследником является только дед или бабка покойного, наследство получают они. Если при этом живы еще их родители, последние наследства не получают. Если наследниками являются дед и бабка по отцовской линии покойного, наследство делят на три части: две — деду и одну — бабке. Если же наследниками являются дед и бабка по материнской линии, наследство делится между ними поровну. Если наследниками являются один человек (дед или бабка) по отцовской линии покойного и один (также дед или бабка) по материнской, наследство делят на три части, из которых две получает дед или бабка по отцовской линии, а одну — по материнской. В случае, если живы оба деда и обе бабки покойного, наследство также делится на три части: одну часть поровну делят между дедом и бабкой покойного по материнской линии, а две части распределены между дедом и бабкой по отцовской линии так, что доля деда в два раза больше доли бабки.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|