МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, применяемый в той или иной отрасли права, представляет собой совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами данной отрасли права.
Метод конкретной отрасли права предопределяется спецификой предмета ее правового регулирования. Он отражает содержание отраслевых норм по способу их воздействия на общественные отношения и, наряду с предметом семейного права, позволяет отграничить одну отрасль права от другой.
Под методом «в самом общем значении» понимается как «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». Метод же, рассматриваемый «в специально философском значении», определяется как «способ познания» и как «способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета». Метод — (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод правового регулирования — это приемы и способы воздействия юридических норм на общественные отношения. Если предмет отвечает на вопрос, какие отношения регулирует право, то метод — на вопрос, как осуществляется это регулирование. Метод правового регулирования определяется способом создания прав и обязанностей участников урегулированных правом общественных отношений, характером взаимоотношений субъектов права. Так, А.С. Явич полагает, что как для дифференцирования правовой системы важно не всякое подразделение общественных отношений, а лишь то, которое влечет за собой образование специфических методов регулирования, так и для конструирования отраслевого юридического метода следует исключать произвольный набор приемов и способов воздействия права на общественные отношения, нивелирующий различия между отдельными отраслями права. При этом метод отличается замкнутостью (суверенностью) и неприменимостью к отношениям, регулируемым определенной отраслью норм, лежащих за ее пределами.
Иную позицию в оценке метода правового регулирования занимают те, кто полагает, что всей системе права присущ один и тот же набор инструментов юридического воздействия на социальные процессы, вследствие чего должна быть исключена постановка вопроса о наличии у каждой отрасли своего собственного, автономного и специфического, метода регулирования. Например, В.Д. Сорокин считает, что метод правового регулирования отличается высокой универсальностью, которая проявляется во взаимодействии трех типов правового регулирования, каждый из которых при наступлении соответствующих условий выполняет функцию взаимного обеспечения. Составляющие его элементы — дозволение, предписание и запрет — обладают способностью выступать в различных вариациях, сообразно характеру тех отношений социально-правовой среды, которые нуждаются в соответствующем воздействии.
Логическим завершением этой конструкции является признание того, что воздействие права на регулируемые отношения может осуществляться только посредством дозволения, предписания и запрета, вследствие чего специфика отдельных отраслей проявляется лишь в наборе (соответствующей комбинации) этих приемов, составляющих сущность единого метода правового регулирования. Однако из подобного подхода вовсе не следует вывод об отсутствии у правовых отраслей собственных, не тождественных различным модификациям единого метода правового регулирования, институциональных способов юридического воздействия на объект регулирования.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|