ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — обеспечиваемое механизмом государственного принуждения заключительной стадией судопроизводства, в которой суды (отделы делопроизводства при соответствующих судах) совершают действия по обеспечению принудительного исполнения судебных постановлений путем выдачи исполнительного документа взыскателю, который в дальнейшем передается в соответствующее подразделение службы судебных приставов, что являет собой организационно-правовую форму реализации судебных решений. Существует три законных способа исполнения решения:
Нормы исполнительного права содержатся в Конституции России; кодифицированном законодательством — Гражданском процессуальном кодексе (раздел VII); Арбитражном процессуальном кодексе (раздел VII); федеральных законах от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, например Семейный кодекс Российской Федерации — глава 17, устанавливающая порядок исполнения требований по взысканию алиментов; подзаконными актами: постановления Правительства России, Важное значение имеют и подзаконные акты, например Инструкция по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации и типовых форм документов, используемых судебными приставами при ведении исполнительных производств, утвержденная приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. № 225.
Исторически институт исполнительного производства сложился как продолжение судебной власти и составная часть процессуального законодательства. Долгое время нормы об исполнительном производстве почти целиком помещались исключительно в соответствующий раздел Гражданского процессуального кодекса, поскольку никакой альтернативной судебной власти в стране не было, а предшественник арбитражных судов (государственный арбитраж) практически не нуждался в специальных процедурах принудительного исполнения своих постановлений.
Исполнительное производство не следует полностью отождествлять с исполнением судебных постановлений (решений, определений), поскольку:
В 1997 г. в развитие принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную исполнительное производство организационно и юридически было выведено из непосредственного ведения власти судебной и отнесено к ведению органов исполнительной власти. Сама система судебных исполнителей была преобразована в качественно новую структуру — Службу судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, а судебные приставы-исполнители наделены более широкими полномочиями по принудительному исполнению. Основная задача судебных приставов — обеспечение установленного порядка деятельности судов. Принятие федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» позволило существенно обновить нормативную правовую базу исполнительного производства.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|