ФРАХТОВАНИЕ — договор о предоставлении (сдаче внаем) судна для выполнения определенного рейса или ряда репсов пли на определенный период времени. Различают следующие формы договора морской перевозки: рейсовый чартер, коносамент, букинг-нота, генеральный контракт. Например, при одном из самых распространенных договоров фрахтования — рейсовом чартере (voyage с/р) фрахтователю для выполнения перевозки предоставляется все судно, определенная часть судна или определенные грузовые помещения. Перевозчик обязан предоставить судно, полностью подготовленное к выполнению предстоящего рейса, и после окончания погрузки направить его с обычной скоростью в порт выгрузки. Он не имеет права использовать судно для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано с фрахтователем. Фрахтователь обязан предоставить согласованное количество груза в определенные сроки (сталийное время) и оплатить фрахт в соответствии с условиями договора. В специальных статьях чартера детально определены род и количество груза, порты погрузки-выгрузки и порядок их номинирования, количество причалов, сроки подачи судна под погрузку, порядок расчета сталийного времени, распределение между фрахтователем и перевозчиком расходов по грузовым операциям и т.д. По каждому их этих разделов предусмотрены права и обязанности сторон в случае любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере (отсутствие необходимого количества груза, простой в ожидании причала, опоздание судна к согласованной дате погрузки, различные форсмажорные обстоятельства).
Все условия перевозки, а также ставка провозной платы действительны только для договаривающихся сторон и только на период данной сделки. Заключение конкретных сделок производится на базе типовых форм чартеров. Однако в процессе переговоров стороны вносят в стандартный типографский текст различные изменения, а также часто согласовывают специальные дополнения к проформе. При заключении сделки на конкретную перевозку фрахтовщик полностью сохраняет контроль за работой судна. В договоре (чартере) детально оговариваются все условия предстоящего рейса и на основе этого согласовывается ставка провозной платы на единицу груза или общая сумма фрахта. Судовладелец (фрахтовщик) является перевозчиком, он несет коммерческие риски, связанные с эффективностью предстоящего рейса, а также ответствен за сохранность груза. При фрахтовании на один рейс после сдачи груза и оплаты фрахта стороны свободны от взаимных обязательств. В процессе эксплуатации судна судовладелец несет различные расходы. Постоянные расходы по содержанию судна в рабочем состоянии: снабжение, текущий ремонт, техобслуживание, проведение очередных освидетельствований, расходы на смазочные и обтирочные материалы, отчисления на амортизацию и страхование. Переменные расходы, непосредственно связанные с выполнением транспортной работы: портовые сборы, лоцманская и буксирная помощь. К непосредственно связанным с технологией грузоперевозок и определяющим их себестоимость относятся: оплата портовых сборов и услуг; топливо и масла; зарплата плавсостава; амортизация основных средств.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|