A A B
Б Ч Ц
ОРАТОРСКИЙ ТУРНИР
ПРОДЛИТЬ
КНИГУ ОНЛАЙН
АФИША
ЗАДАТЬ
ВОПРОС
ПРАЗДНИК
В БИБЛИОТЕКЕ

  / Ваши права / Правовой ликбез / Правовой словарь / Д / Делегированное законодательство

Правовой словарь: Делегированное законодательство

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (англ. delegated legislation) — в конституционном праве ряда государств изданные правительством по уполномочию парламента нормативные акты, фактически обладающие силой закона, в порядке уступки (делегирования) парламентом правительству некоторых законодательных полномочий. Делегирование законодательных полномочий правительству может осуществляться путем принятия парламентом соответствующего закона о праве правительства издавать в порядке делегированного законодательства акты по определенным вопросам в течение конкретно установленного времени. Кроме того, делегирование законодательных полномочий может просто подразумеваться, когда парламент издает законы, составленные в общих выражениях (так называемые рамочные), делая тем самым применение их невозможным без соответствующей законодательной деятельности органов исполнительной власти. В порядке делегированного законодательства нормативные акты издаются правительствами, а иногда — другими органами управления.

Термин «делегированное законодательство» в разных странах толкуют не одинаково, и вопрос о допустимости делегирования законодательных полномочий решается в конституциях неравнозначно. Существуют различные подходы к определению понятия делегированного законодательства. Одни ученые-правоведы характеризуют делегированное законодательство как деятельность, другие определяют этот институт через совокупность актов (делегированное законодательство — акты исполнительной власти, изданные по поручению парламента и имеющие силу закона). Такое двоякое понимание вытекает из двух значений термина «законодательство». И тот, и другой подход имеют право на существование.

В некоторых странах континентальной Европы к актам делегированного законодательства относятся лишь те правительственные акты, которые не просто издаются по уполномочию парламента, но и наделены силой закона. Французская конституция 1958 г., установив в части 1 ст. 34, что «законы принимаются парламентом», предусмотрела в статье 38 довольно существенное уклонение от этого принципа: «Правительство может для выполнения своей программы обратиться к парламенту за разрешением осуществить путем издания ордонансов в течение ограниченного срока мероприятия, обычно входящие в область законодательства».

Ордонансы принимаются в Совете министров после получения заключения Государственного совета. Они вступают в силу после их опубликования, но утрачивают ее, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, указанного уполномочивающим законом. По истечении установленного срока ордонансы по вопросам, входящим, в область законодательства, могут быть изменены лишь законом. Отсюда следует, что ордонансы имеют ту же юридическую силу, что и законы, т.е. суть законы в материальном смысле, не будучи таковыми в смысле формальном.

В Германии правительство или министр могут издавать правовые постановления только по прямому уполномочию закона в каждом случае, причем эти постановления носят подзаконный характер, т.е. не представляют собой законов даже в материальном смысле (ст. 80 Основного закона ФРГ 1949 г.).

Электронный каталог Централизованная библиотечная система г. Ижевска Телефон доверия Культура. Гранты России Мы на RuTube