Правовой словарь: Банковская гарантия
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ — письменное обязательство банка или иного кредитного учреждения или страховой организации — гарантов принципала уплатить его кредитору — бенефициару денежную сумму при представлении им письменного требования о ее уплате.
Различают следующие виды гарантий:
- гарантия платежа;
- гарантия поставки;
- гарантия возврата авансовых платежей;
- налоговые, таможенные, судебные гарантии.
Особенности банковской гарантии:
- представляет собой одностороннюю сделку;
- субъектами являются — банк, иное кредитное учреждение, страховая организация;
- существенными условиями банковской гарантии являются срок, на который она выдана, и денежная сумма, которой ограничивается ответственность гаранта;
- за предоставление гарантии банк получает от принципала (должника) вознаграждение;
- не может быть отозвана гарантом;
- не зависит от основного обязательства и должна быть исполнена в любом случае по требованию бенефициара;
- право требования бенефициара не может быть передано другому лицу, если иное не предусмотрено в гарантийном договоре;
- вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не предусмотрено в гарантийном договоре.
Требование бенефициара об уплате суммы, на которую выдана гарантия, должно быть изложено:
- в письменной форме;
- с указанием на нарушение принципалом основного обязательства;
- с приложением необходимых документов;
- до истечения срока действия гарантии.
Рассмотрение гарантом требования бенефициара обусловлено следующими правилами. Банк:
- уведомляет и направляет копии требований бенефициара принципалу;
- рассматривает требования в разумный срок и проявляет при этом разумную заботливость;
- вправе требовать представления всех необходимых документов.
Тарант может отказать в удовлетворении требования бенефициара,
если требование или приложенные к нему документы:
- не соответствуют условиям гарантии;
- представлены ему по окончании срока гарантии.
При отказе в удовлетворении требования бенефициара гарант немедленно уведомляет его об этом.
Перечень оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара является исчерпывающим.
Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство исполнено или прекратилось по другим основаниям, он незамедлительно уведомляет об этом принципала и бенефициара, а получив повторное требование бенефициара, обязан удовлетворить его.
Пределы ответственности гаранта:
- ответственность по обязательству, обеспеченному банковской гарантией, ограничивается суммой, на которую выдана гарантия;
- ответственность гаранта за неисполнение своего обязательства не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия.
При удовлетворении требования бенефициара гарант вправе требовать возмещения уплаченной суммы от принципала. Суммы, уплаченные не в соответствии с условиями гарантии, требовать от принципала гарант не вправе.
Банковская гарантия прекращается в случае:
- уплаты бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
- окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана;
- отказа бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
- отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств.
Если гаранту стало известно о прекращении гарантии, он обязан немедленно уведомить об этом принципала.