АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ (УСТРОЙСТВО) — разделение территории государства на административно управляемые части— административно-территориальные единицы. Географы изучают иерархию этих единиц, конфигурацию сети административно-территориального деления, логику районирования территории на административно-территориальные единицы и процессы изменения сети административно-территориального деления (устройства). К основным процессам изменения административно-территориального деления (устройства) относятся увеличение или уменьшение числа административных единиц, укрупнение (объединение мелких единиц в более крупные) и разукрупнение самих единиц. Эти изменения происходят в результате реформ административно-территориального деления (устройства), проведение которых диктуется текущими политическими потребностями государства (изменением политических принципов управления территорией и ее частями). Для России с ее огромной территорией административно-территориальное деление (устройство) и принцип устройства самого административно-территориального деления являются одной из главных основ ее государственности.
Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория Российской империи была разделена на восемь губерний. Московская включала в себя территорию нынешней Московской области, значительную часть Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской, Ивановской, Костромской областей. Ингерман-ландская — нынешние Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Тверскую области, южную часть Архангельской, запад Вологодской и Ярославской областей, часть нынешней Карелии (эта губерния в 1710 г. была переименована в Санкт-Петербургскую). Архангелогородская — нынешние Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, часть Костромской области, Карелию и Коми. Киевская — Малороссию, Севский и Белгородский разряды, часть нынешних Брянской, Белгородской, Орловской, Курской, Калужской, Тульской областей. Смоленская охватывала нынешнюю Смоленскую область, часть Брянской, Калужской, Тверской, Тульской областей. Казанская — все Поволжье, нынешнюю Башкирию, Волго-Вятку, часть нынешних Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Ивановской областей, а также север Дагестана и Калмыкию.
7 ноября 1775 г. Екатерина II подписала закон «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов. В среднем в губернии проживало 300—400 тыс. чел., в уезде — 20-30 тыс. чел. Процесс замены старых губерний новыми, которые стали называться «наместничест-вами», растянулся на 10 лет (1775-1785 гг.). За этот период были образова- ны 40 губерний и две области на правах губернии, в них было выделено 483 уезда. Динамика преобразования и разукрупнения старых губерний в новые была неравномерной: в 1780 и 1781 гг. появилось по семь губерний, в остальные годы — от одной до пяти.
С восшествием на престол Павла I было произведено временное укрупнение ранее созданных наместничеств, которые были официально переименованы в губернии. При этом указом от 12 декабря 1796 г. были упразднены губернии Олонецкая, Колыванская, Брацлавская, Черниговская, Новгород-Северская, Вознесенская, Екатеринославская, Таврическая обл., Саратовская, Полоцкая, Могилевская, Виленская и Слонимская (т.е. 13 губерний). Кроме того, было установлено новое разделение губерний на уезды, а число уездов сокращено, часть уездных городов переведена в заштатные.
Основные преобразования административно-территориального деления высшего звена Российской империи (губернии, области) завершились в 60—80-е годы XIX в. (а в Европейской части России еще раньше — в 1802—1803 гг.). После образования СССР, в 1922 г., возникла идея нового районирования страны, разработанная Госпланом. Ее суть состояла в замене старых губерний огромными советскими экономическими областями, разделенными последовательно на округа, районы и сельсоветы. Реформа началась с Урала, где была образована Уральская область (с центром в Екатеринбурге), объединившая четыре губернии. Вскоре на Северном Кавказе была создана Юго-Восточная область, вошедшая позже в огромный Северо-Кавказский край (с центром в Ростове-на-Дону).
В октябре-ноябре 1924 г. было осуществлено национально-государственное размежевание Средней Азии: Туркестанская АССР была выведена из состава РСФСР, а на ее территории возникли Узбекская ССР (с Таджикской АССР) и Туркменская ССР.
В 1925 г. на территории Сибири был создан Сибирский край с центром в Новосибирске. Были ликвидированы все губернии Украинской ССР, территорию которой разделили на 41 округ и Молдавскую АССР. В январе 1926 г. на востоке страны был образован третий край — Дальне-Восточный с центром в Хабаровске. В мае 1927 г. возник Северо-Западный край с центром в Ленинграде (вскоре он получил название Ленинградской области). В мае 1928 г. были образованы сразу три новые советские области — Центрально-Черноземная (центр — Воронеж), Средне-Волжская (центр — Самара) и Нижне-Волжская (центр — Саратов).
Последним шагом этой реформы стала в 1929 г. полная ликвидация губерний и создание областей и краев на оставшейся еще «непрорайониро-ванной» части страны (Центр и Европейский Север). Так были образованы последние большие области — Западная (центр — Смоленск), Ивановская Промышленная (центр — Иваново), Нижегородская (центр — Нижний Новгород), Центрально-Промышленная (центр — Москва) и Северный край (центр — Архангельск). В течение 1929—1930 гг. произошли небольшие изменения в составе национальных автономий, в основном входивших в состав областей и краев. В начале 1929 г. к Чеченской автономной области (АО) был присоединен Сунженский казачий округ, в июле 1929 г. в составе Северного края образован Ненецкий национальный округ, в январе 1930 г. Мордовский национальный округ Средне-Волжского края преобразован в Мордовскую АО.
Таким образом, в результате первой советской реформы административно-территориального (АТД) деления России осталось 40 единиц верхнего звена АТД, в том числе два типа крупных единиц — шесть областей и семь краев. За пределами этих единиц находились 10 АССР— Башкирская, Бурят-Монгольская, Дагестанская, Казахская, Кара-Калпакская, Карельская, Киргизская, Крымская, Татарская и Якутская.
В 1943 г. началась еще одна волна размельчения плохо управляемых областей. Она сопровождалась ликвидацией ряда автономий тех народов, которые были признаны «нелояльными». Так появились новые области: Ульяновская, Кемеровская, Курганская, Астраханская и Грозненская. На стыках соседних областей Центра и Северо-Запада возникли Калужская, Брянская, Костромская, Владимирская, Великолукская, Новгородская и Псковская области, а в Западной Сибири были образованы Томская и Тюменская области.
В 1944—1946 гг. в состав СССР вошли новые территории: Тувинская народная республика, которая получила статус автономной области, Южно-Сахалинская область, которая вскоре была включена в состав Сахалинской области, и Кенигсбергская область, переименованная в Калининградскую. В январе 1954 г. на окраинах ряда областей Центральной части России были образованы сразу пять новых областей, три из которых (Арзамасская, Балашовская и Каменская) оказались эфемерными и просуществовали лишь три года, а две остальные (Белгородская и Липецкая) существуют и поныне. Крымская АССР в составе РСФСР была преобразована в Крымскую область и передана Украине в 1954 г. Последующие изменения носили лишь «косметический» характер: в 1958 г. Бурят-Монгольская АССР, Усть-Ордынский и Агинский Бурят-Монгольские национальные округа потеряли в своем названии слово «монгольский»; Калмыцкая автономная область была выведена из состава Ставропольского края и преобразована в АССР; такой же реорганизации подверглась Тувинская АО, а Сталинградская область была переименована в Волгоградскую. По Конституции 1977 года все 10 национальных округов стали называться автономными округами.
После распада в 1991 г. СССР произошло еще несколько несущественных изменений АТД России: трем областям были возвращены старые названия, автономные республики (и некоторые АО) провозгласили суверенитет и стали именоваться «субъектами Федерации» (наряду со всеми единицами АТД первого уровня). В 1992 г. произошло первое после 1957 г. территориальное изменение в АТД — Чечено-Ингушская Республика была разделена на самостоятельные Чеченскую и Ингушскую республики.
Ныне субъектами Российской Федерации являются входящие в ее состав республики (государства), национально-территориальные или автономные государственные образования (автономная область, автономные округа), а также территориальные или территориально-государственные образо- вания (края, области, города федерального значения). Конституция России (ч. 1 ст. 65) содержит исчерпывающий перечень и официальное наименование всех субъектов Федерации.
В состав России входят:
Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ установлено,что с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область — в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (ст. 1), которые прекращают существование в качестве отдельных субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года (ст. 4).
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и территориальное устройство местного самоуправления в Российской Федерации — разные, хотя и близкие категории. Обе связаны с «пространственной» организацией власти. Только первая — с организацией государственной, а вторая — муниципальной власти. Границы муниципальных территориальных единиц могут совпадать с границами административно-территориальных единиц, а могут и не совпадать.
Основные вопросы статуса субъектов Российской федерации урегулированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Конституция России не исключает возможности изменения субъектного состава Федерации путем изменения статуса субъектов Российской Федерации, а также расширения ее субъектного состава. Во-первых, новый субъект Российской Федерации может быть образован на территории, входящей в состав одного или нескольких субъектов Федерации. Во-вторых, территория какого-либо государства может войти в состав Российской федерации. Конституция России закрепляет в пункте «б» ст. 71 в ведении Российской Федерации федеративное устройство. Однако изменение статуса субъекта Российской Федерации производится по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Границы между территориями субъектов Федерации могут быть изменены только по их взаимному согласию. Федерация по своему усмотрению изменять их не вправе.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|