АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ — определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции. В науке административного права существуют различные концепции административно-правовых режимов.
Одни ученые под ними понимают исключительное, особое правовое регулирование, к которому исполнительная власть прибегает при регламентации особых групп правоотношений (это позиция большинства), другие считают их основой административно-правового регулирования. Ряд исследователей отождествляет данное понятие с институтами административного права, полагая, что это система норм, регулирующих различные группы отношений. Распространенной является концепция правового режима как комплекса правил, действий, поведения субъектов режима либо комплекса оперативных государственных управленческих решений, административных мер убеждения и принуждения. Мы придерживаемся концепции, согласно которой административно-правовой режим определяется как особый порядок деятельности субъектов права в различных сферах государственного управления. Что касается конкретных параметров специальных административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться. И это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обя-зываний, или более развернутой сети льгот и дозволений. Они различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций, по времени и территории действия и другим критериям.
Административно-правовые режимы можно классифицировать по территориальному критерию:
По времени действия существуют режимы:
В ряде случаев полезно различать режимы по объектам, средствам деятельности: заповедников; ядов; валюты и др. Можно также поделить их на: централизованные и децентрализованные, в зависимости от порядка их введения. Так, Ю.А. Тихомиров выделяет следующие режимы:
По мнению И.С. Розанова, дифференцировать административно-правовые режимы возможно по степени обеспечения ими безопасности — государственной, общественной, личной. Ученый рассматривает национальную безопасность как основание выделения особой группы режимов. Несмотря на многообразие административно-правовых режимов, им свойственны общие признаки. В 1990-х годах в России принято значительное число «режимных» актов. К ним можно отнести федеральные законы: от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и др. Большую роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют акты исполнительной власти. По юридической природе среди них следует различать нормативные, содержащие первичные «режимные» нормы, акты нормативного правоприменения и чисто правоприменительные.
Под нормативно-правоприменительными понимаются такие содержащие нормы права решения, которые исполнительные органы принимают, опираясь на нормы более высокой юридической силы. Например, на основе закона Президент России издает указ, которым вводится режим чрезвычайного положения и устанавливаются определенные правила, а временная администрация, руководствуясь законом и указом, устанавливает комендантский час. В создании, осуществлении административно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, огромное значение имеют организационная и материально-техническая подсистемы. Организационная подсистема обслуживает значительную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), призванных обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и хозяйствующих субъектов обязанностей.
Обеспечение действия административно-правовых режимов связано также с решением экономических, материально-технических вопросов: подготовка сил и средств, достаточных для функционирования режима, создание специальных фондов финансирования, оказание помощи пострадавшим, осуществление спасательных, ремонтных работ и т.д.
Во всех специальных административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанные стороны:
Характерными признаками административно-правовых режимов являются:
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|