Российский детский писатель и поэт, член Союза писателей России.
Родился в Киеве. Через три года семья переехала в Москву, где он окончил Музыкальное училище при Московской консерватории по классу гитары. Работал педагогом в музыкальной школе.
Первый рассказ был опубликован в 1997 году в журнале «Сатирикон». С тех пор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей.
«Писать я начал рано, еще в школе, просто публиковаться начал поздно. Чуть ли не профессионально стал писать в музыкальном училище, где у нас была театральная студия. Писал небольшие пьесы, скетчи, потом уже и рассказы. Однажды кто-то из друзей предложил отнести рассказы в журнал «Сатирикон», где главным редактором работала Майя Остер. И Майя из вороха ерунды выбрала несколько хороших рассказов и стихов… Так потихоньку и начал печататься».
Первая книга, сборник стихотворений «Мой бедный Шарик», вышла в 2002 году. Следом появились книги: «Со шкафом на велосипеде», «Записки выдающегося двоечника», «Про королей и вообще», «Про Драконов и Милиционеров», «Хитрый Зубов», «Тры-тры-тры, мы — автобус и другие», «Мы так похожи», «Непослушный пират», «Контрольный диктант и Древнегреческая трагедия», «Энциклопедия с бабочкой и барабаном» и другие.
Работая педагогом музыкальной школы, с детьми знаком не понаслышке. Считает, что они
«понимают больше, чем взрослые. Понимают, что окружающий мир не такой злой и страшный как кажется папам. Несмотря на учёбу в музыкальной школе, дополнительные занятия английским, немецким, китайским – жизнь прекрасна!.. Вообще детям многое легче объяснить…»
Рассказы Гиваргизова лишены взрослой снисходительности, в них нет нудных наставлений. Писатель никого ничему не учит, кроме того, что каждый должен учиться сам и самостоятельно делать выводы.
«Никакие правила поведения и обучающие методики не принесут пользы, если между учителями и детьми не будет взаимной симпатии… И будь ты хоть профессор в области «что такое хорошо», без любви к «крошке» сыну ничего не получится».
В его произведениях довольно часто встречаются перевёртыши: персонажи выходят из привычных ролей, меняются местами, взрослые то и дело воспроизводят детское поведение, а дети – мыслят по-взрослому. При этом все живут своей отдельной жизнью и все довольны.
«Пусть наш «детский» герой, несмотря на нашу «взрослую» грубость, глупость и слабость, будет жизнелюбивым, умным, сильным и добрым. Скорей всего нам нужен какой-нибудь школьник. Без волшебной палочки. Но который в трудную минуту обязательно что-нибудь придумает. И в лёгкую минуту что-нибудь придумает. Который все время что-нибудь придумывает! Потому что в мире еще так много непридуманного! А если не он, то кто же?!»
Над книгами Артура Гиваргизова смеются и дети, и взрослые. Его амплуа – мастер короткого юмористического рассказа, где юмор мягок, обращён и к детям и к взрослым одновременно, позволяет улыбнуться над несовершенством мира. Чуть ли не каждый текст – это маленькая история, иногда просто умный, неожиданный анекдот из детско-школьной жизни, но рассказанный с таким задором, с такой поэтической лихостью, так точно по интонации и остроумно с точки зрения стихотворной техники, что чтение превращается в большую радость для читателя.
«Юмор Гиваргизова невозможно просчитать заранее – никогда не знаешь, в чем он сейчас увидит смешное… Артур берет самую простую ситуацию и постепенно разворачивает её, разворачивает... так что она разворачивается на сто восемьдесят градусов... или просто выворачивается наизнанку, превращается в свою противоположность, при этом не происходит никакого нарушения логики…», – говорит критик и исследователь детской литературы Мария Порядина.
Писатель старается рассказать не просто о смешном, но об «умном смешном». И в стихах и в рассказах он верен своему несколько парадоксальному взгляду на окружающий мир: вроде бы, все в этом мире на месте, но если посмотреть немножко со стороны, или задрать повыше голову, или резко обернуться, можно ухватить что-то такое, что не поддаётся простой логике.
«Стихи Артура… все время что-то напоминают», – сказал в предисловии к книжке «Как-то я летел с рябины» её составитель Михаил Яснов. И добавил: «…но одновременно они настолько оригинальные, что сходство с чем-либо улетучивается, а остаётся читательское удивление и восхищение: ну надо же – вот как увидел, вот как услышал, вот что придумал!»
И это совершенно верно: видит, слышит, придумывает и читает Артур Гиваргизов по-настоящему творчески, то есть так, как увидеть, услышать, прочитать и придумать может только он. Говорят, что истинный поэт никогда не режет яблоко, как все нормальные люди, потому что для поэта нормальный разрез – по диагонали. У Гиваргизова получается резать яблоко не просто по диагонали, а по диагонали с уступами, этакой лесенкой. О чем бы ни писал: о драконах, милиционерах, генералах, Димах, Витях, Танях, Наташах, мамах, папах, бабушках, собаках и кошках, школах, виолончелях, – рассказывает о них смешно и с удовольствием, на хорошем, грамотном и самом настоящем детском языке. А ещё в глубине его смешных рассказов и стихов присутствует редкое сегодня чувство – нежность.
Любит писать произведения как стихотворные, так и прозаические.
«Иногда, когда пишу прозу, считаю себя поэтом, когда стихи — прозаиком. Потому что часто рассказ не получается и думаешь: «Ну, конечно, какой я прозаик! Я это — поэт!» Подходишь к зеркалу — точно! Возьмёшься за стихотворение — тьфу, проза какая-то... Надоедает проза, берусь за стихи. Или вот пьески. Их невозможно поставить, слишком маленькие, быстрые, любая постановка утяжелит действие, и получится как длинный анекдот. Зато их можно читать. И во время чтения возникает ощущение какого-то другого пространства, театрального. Пьески же! Разве неприятно, когда в голове театр со зрителями? А среди зрителей много знакомых. А ты автор, стоишь за кулисами, волнуешься. А тут проходит мимо работник сцены с аквариумом, и ты ему говоришь: «Осторожней, осторожней, это же аквариум!» Приятно, когда такое в голове…»
Категорически не согласен с теми, кто считает, что современная детская литература никому не нужна.
«Настоящие детские стихи – это стихи Михаила Яснова, Сергея Махотина, Ренаты Мухи, Вадима Левина, Марины Бородицкой, Тима Собакина… и многих других. Какие они? По-моему они о любви ко всему на свете. Книжки, которые я прочитал, можно разделить на «о страхе» и «о любви». Это два разных мироощущения. О страхе жизни. Детские — о любви. Даже когда очень страшно».
«Детским писателем может стать человек, который понял, что он писатель. И то не обязательно, мы ведь часто заблуждаемся. Поэтому говорить уверенно «я писатель» лучше не надо. Даже если вышли уже книжки. Чтобы не получилось «я был писатель»».
Книги писателя награждены дипломом Дома детской книги «Синяя птица», дважды побеждали в конкурсе «Алые паруса» (2003, 2006). Гиваргизов стал лауреатом премии «Заветная мечта» (причём особо отметило его детское читательское жюри) и премии имени Самуила Маршака, получил приз журналистов «Медиа-фаворит» в ежегодном национальном конкурсе «Книга года» (2005). В 2011 году стал лауреатом премии имени Корнея Чуковского.
Смотрите также:
Слайд-шоу «Артур Гиваргизов, детский писатель»
Источники:
Персонажи каждого вошедшего в сборник стихотворения – генералы. Самые настоящие генералы: на службе, на параде, на рыбалке, в больнице, на футбольном матче или на прогулке с внучкой. И вроде бы и генералы суровые, и строго командуют, в общем, ведут себя как настоящие военные... но ни одно стихотворение нельзя читать без улыбки.
В коротких школьных историях – ответы на самые важные вопросы. Какие стихи нужно читать даме, чтобы она перестала плакать? Сколько домашних работ стоит веер из голубиных перьев? Нужно ли верить в законы физики – или они и так работают? Какой предмет самый главный – русский язык или зажигалка? И самое главное – как стать не только выдающимся, но и очень успешным двоечником?
Самый обычный двор, а в нем – обычные кошки, собаки и голуби. Самая обычная школа, а в ней – обычные ученики, учителя и охранники. Но сколько удивительных открытий и невероятных приключений ждёт каждого, кто отважится посмотреть на мир немножко по-другому – сквозь призму тонкого юмора и смелой выдумки: можно узнать, как поют червяки, почему хулиганы боятся трёхлетней Тани, чем зарядить кота и многое другое...
Удивительно ироничные, смешные, озорные стихи о том, как грамотно клянчить у родителей котят, эффективно распределять среди близких «домашку», а также объяснять многие происшествия великой формулой «оно само». Самобытные иллюстрации – почти как в школьном альбоме или где-нибудь на листочках, которые дети рисуют под партой, чтобы учитель не увидел.
Иногда очень хочется пойти в театр. Вдруг! Ночью! Посмотреть какую-нибудь Древнегреческую трагедию. Но нет времени, или билетов. Иногда очень не хочется писать контрольный диктант. Но от Веры Петровны не спрячешься даже в лесу... А во дворе можно устроить Красное море и поставить олимпийский рекорд, убегая от собаки...
Обычная жизнь и есть театр, в котором мы сами — авторы, режиссёры, актёры и зрители. Сценой может послужить что угодно: комната, прихожая, класс музыкальной школы, лесная поляна… Каждый может сыграть свою роль и что-то понять про себя и про других.
Истории о шестидесятилетнем Михаиле Михайловиче из посёлка Песочный на берегу Северного Ледовитого океана. Миша – человек пожилой, но очень, по-детски, счастливый, и все его зовут просто по имени.
В посёлке Песочном всегда есть место обыкновенному чуду. В нем живут сам Миша вместе с медведем и оттаявшим мамонтом, хулиган Снегирёв и бабушка Оля. Они собирают грибы, измеряют температуру Северного Ледовитого океана и играют в шахматы. Истории про Мишу немного грустные, чуть-чуть философские и смешные. Из них вы узнаете, как стать поэтом, а как – метеорологом, как завести ручного моржа и справлять 8 марта за Полярным кругом. А ещё – зачем обливаться по утрам тёплой водой, носить холодные носки и есть геркулесовую кашу с кетчупом.
Генералы и мухи, комары с плоским телевизором, космонавты — эти и многие другие герои обитают в трогательном и симпатичном мире книги «Мы так похожи». Форма стихов необычна – ритм кажется немного сбивчивым, ломким, – и в этом есть своё симпатичное хулиганство. Автор возвращает в детство (или предлагает побыть в нём подольше) не сюсюкая, не заигрывая, не поучая. Потому что в мире детства неважно кто ты: генерал, дракон, кошка или третьеклассник. Важно, что ты умеешь радоваться мелочам, удивляться всему на свете, и смеяться над чудачествами.
Весёлые, ироничные, немного хулиганские стихи обо всём на свете: о драконах и котах, о поющих червяках и жадных пиратах… И конечно же, о ребятах – обыкновенных девчонках и мальчишках, которые ходят в школу, играют во дворе в футбол, болеют «свинкой, ёжиком и бегемотом», общаются с пришельцами – в общем, занимаются самыми обыкновенными делами.
Главные герои книги – дед по прозванию «директор русского языка» и его внуки. Да, повезло внукам с дедом! Великий, могучий и такой трудный русский язык открывает для ребят все свои секреты...
Весёлые рассказы, которые помогут ребятам лучше освоить грамотную родную речь, научат правильному словоупотреблению, обучат речевому этикету, а главное, помогут ребятам научиться самостоятельно мыслить и полюбить родной русский язык.
Про кого эта книжка? Про тебя и твоих друзей, про твоих соседей, учителей и родителей. Это настоящая книга-розыгрыш, и её можно читать только людям, обладающим чувством юмора. Если твоих родителей хотя бы двенадцать раз вызывали к директору, если ты знаешь, что такое настоящая жирная двойка, если при слове «пианино» ты уже не падаешь в обморок, можешь почитать эту книжку!
Артур Гиваргизов: «О чем эта книжка? Точно не знаю. Я сначала хотел о правилах, про Диму и про автоинспектора. А потом откуда-то появился пенсионер, потом вор Сергей Владимирович. А дальше вообще: голуби, Александр Сергеевич Пушкин, медведи, генерал, разбойники и комар в белом халате. Что? Для кого? Ну-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у... Вот один мальчик прочитал, похлопал меня по плечу и говорит: «Молодец, пиши. Про меня напиши». А его папа говорит: «Да, я тоже прочитал. И дедушка. Хорошо бы в будущем и про нас с дедушкой рассказик». Значит, эта книжка для детей и взрослых. Всё. Можете читать».
Весёлые, ироничные миниатюры о приключениях выдающегося двоечника Серёжи Гаврилова, хитрого Зубова, отличницы Сереберцевой и других обыкновенных и замечательных школьников. Никакой скуки и рутины – только поразительные открытия, невероятные превращения, нелепые случайности и заразительный смех.
В этой энциклопедии нет методичных и строгих научных описаний, обо всём рассказывается с улыбкой. Все «словарные статьи» в ней по-настоящему познавательные, просто характеризуют предметы, которым посвящены, с неожиданной стороны. Слова от этого запоминаются ещё лучше, чем из обычной «умной» энциклопедии. Может быть, благодаря этой не очень серьёзной, но правдивой энциклопедии хотя бы 4999 читателей станут не очень серьёзными, но настоящими энциклопедистами? Всё может быть…
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|