]
Книжные выставки – традиционная наглядная форма популяризации книги. Книга на выставке как бы приближена к читателю, повёрнута к нему лицом. Тема организации книжных выставок в библиотеках широко распространена в профессиональных периодических изданиях, методических пособиях, научных работах. Таким образом, теоретический материал доступен всем. С опытом коллег можно познакомиться в рамках семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации и т.п. Разрабатывая подобные консультации, мы опираемся исключительно на свой собственный опыт – опыт выставочной работы отдела обслуживания абонемента ЦМДБ им. М. Горького. Фонд отдела составляет около 20 000 экземпляров произведений печати.
На абонементе выделено специальное, удобное для обозрения место для развёрнутых игровых книжных выставок. Оно находится отдельно от других стеллажей. Обеспечен свободный подход к выставке.
Считаем, что главное не количество, а качество содержания. Развёрнутые книжные выставки мы организуем один раз в два месяца. Стараемся наиболее полно охватить материал по теме и представить вниманию читателей лучшие образцы художественной литературы из фондов абонемента.
Значимость выбранных тем, продуманность в оформлении позволили некоторым нашим выставкам приобрести статус «кольцевых». Например, такие книжные выставки, как «Белая ворона», «Шиворот-навыворот», «Реальный подросток в книжной жизни», «Крылатое чтение», «Обитатели потаённого мира», «Магия немецкой литературы», «British book tour», «Мы с тобой одной крови» обрели вторую жизнь, и после презентации демонстрировались в библиотеках-филиалах № 19, им. И. Крылова, им. А. Чехова, им. И. Пастухова.
Выставки «Реальный подросток в книжной жизни», «Брось мышку, возьми книжку», «Время всегда хорошее», «Книги поколения NEXT» стали настолько востребованными, что по их следам были созданы виртуальные книжные выставки «Сердца, открытые миру», «Белая ворона», «Страна мечты Эдуарда Веркина», «Назад в будущее», «Формула добра», а также медиапрезентации «Книги, помогающие жить», «Дети пустоты», «Один на один» и другие. С данной медиапродукцией можно познакомиться в разделе Виртуальные книжные выставки.
Считаем важным использование латентных форм в работе над книжной выставкой. Применяем разнообразные ссылки, визитки на книги, книжные закладки, буклеты, литературные библиографические игры, листки-вкладыши в книги, цитаты, тесты. Они несут полезную информацию, воздействуя на читателя скрытыми формами, основной принцип которых – ненавязчивость. Можно привести примеры визиток на книги: «Крутой детектив», «Если хочешь погрустить», «Книга трудной судьбы», «Новая книга», «Приколись», «Книга для размышления» и другие.
В профессиональных изданиях встречается много рекомендаций специалистов о психологическом восприятии выставки, дизайне, цветовом решении, заглавии выставки, её конструктивных особенностях и другие. Мы стремимся к тому, чтобы названия наших выставок были нетрадиционными, нестандартными: «Книжный ВоОоМ», «КинопроЧтение», «Новые книги ВНЕ СЕТИ», «Шиворот-навыворот», «Меню для книгоежек».
Чтобы привлечь внимание читателей к выставке, мы часто применяем в оформлении разнообразные аксессуары, атрибуты, муляжи предметов. Также, при возможности, используем такие геометрические формы, как круг, овал, которые не моделируют мебель и помещение библиотеки (дверные и оконные проёмы, стеллажи, кафедры и т.п.). Стараемся найти центр композиции выставки, на уровне глаз и выше. Информация, расположенная выше и левее, поглощает 60% внимания человека и психологически воспринимается и усваивается лучше. При необходимости, для оформления используем пространство вокруг выставки: потолочное, напольное, пристеночное.
Выбор формы книжных выставок зависит от нашей возможности и фантазии. Это просто один из способов наиболее эффективно раскрыть содержание выбранной темы. Например, может быть выставка-совет, выставка-консультация, выставка-словарь, выставка-календарь, выставка-путешествие и множество других. В условиях абонемента нам кажутся наиболее актуальными выставка-игра, выставка-викторина. Дети отвечают на вопросы литературных викторин, при этом учатся работать с текстом. За правильные ответы обязательно получают призы, а затем закрепляют свои знания в подвижных играх: «литературный мяч», «литературные ассоциации» или «литературный крокодил». Важно, чтобы мы сами были не слишком скучными для них. Интерактивность наших читателей (побуждение их к творческой деятельности) прежде всего и проявляется в ответах на вопросы викторин, тестов и литературных игр. Также они учатся писать короткие отзывы и комментарии к прочитанным книгам. А самое главное, имеют возможность взять с собой понравившуюся книгу.
В повседневной работе для читателей у книжных выставок проводятся индивидуальные консультации, рекомендательные беседы, мини-обзоры. Для организованных групп – это презентации книжной выставки, библиографические обзоры книг. Наиболее удачными можно назвать обзоры у книжных выставок «Мир наизнанку», «Время Ч», «Забытая полка», «Время всегда хорошее», «Брось мышку – возьми книжку» и другие.
Можно привести такие примеры названий выставок-новинок, как «Книжные лепеталки» (0+), «Метр с книжкой» (0+), «Новые книжки – девчонкам и мальчишкам» (6+), «Не кисни – с книгой зависни» (12+), «Новые книги ВНЕ СЕТИ» (12+), «Книжному завсегдатаю» (16+). Мы уверены, что через такие разнообразные формы и виды выставок, можно не только приобщать детей к чтению художественной литературы, но ещё важнее – повышать качество этого чтения.
С лучшими современными российскими и зарубежными авторами, книгами-лауреатами литературных премий и конкурсов, мы знакомили читателей в рамках развёрнутых книжных выставок: «Книжный сериал», «Крылатое чтение», «Книжный Олимп», «Итальянские каникулы», «Магия немецкой литературы», «Книжки, ОК», «Книгорейтинг», «Книжные бродилки по континетам» и других.
Наряду с популяризацией книг современных авторов, не забываем и про нашу старую добрую классику, составляющую национальную гордость страны и воспитывающую интерес читателей к классической русской литературе.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|