Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра.
Й. Хёйзинга
Миссия современной детской библиотеки
Детство в зеркале психологии
Мероприятие в детской библиотеке
Что такое игра? Классификация игр
Игры разные нужны
Несколько советов организаторам игр
Используемые источники
Детская библиотека – социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребёнка. Поэтому в наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоёв общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков, и учреждения содержательного, познавательного проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка.
В детской библиотеке ребёнок не только знакомится с литературными произведениями и книжными новинками, но и получает доступ к информации, к культурным ценностям. Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребёнку широкое поле для различных видов активности. Придя в библиотеку, ребёнок может поиграть, пообщаться со сверстниками, познакомиться с литературой, заняться школьными уроками, отдохнуть.
Во многом для детей чтение – не только интеллектуальное занятие, но и «своё» свободное многообразное развлечение, библиотека же в таком случае призвана стать культурно-творческой площадкой, ведь актуальная потребность детства – творчество. Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания.
Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства – один из современных взглядов на её миссию.
Поэтому работа современной детской библиотеки заключается в создании среды для развития ребёнка, его культурного и интеллектуального роста, развития творческих способностей, удовлетворения образовательных, коммуникативных, информационных и иных потребностей.
Таким образом, основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании, приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через изучение литературы и получение социокультурной информации.
Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия ребёнка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. Совместная деятельность ребёнка и взрослого, равноправный диалог ребёнка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнёрство способствуют формированию и развитию личности ребёнка.
Дошкольное детство (5-7 лет): ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра; ведущий вид общения – внеситуативно-личностное общение с близкими взрослыми и общение со сверстниками. В поведении – высокий уровень активности, доверие к взрослому, заинтересованность в общении со сверстниками. Ребёнок начинает понимать себя как личность, ориентироваться в своих чувствах, переживаниях.
Младший школьный возраст (7-10 лет): ведущий вид деятельности – учебная. Общение со сверстниками приобретает приоритетный характер, ребёнок осознает себя в коллективе. Любит коллективные игры, интересы постоянно изменяются, пробует себя в различных видах деятельности, проявляет стремление к соперничеству. Это возраст начала осознания моральных устоев. Испытывает привязанность к взрослому или старшему сверстнику.
Средний школьный возраст (11-14 лет): ведущий вид деятельности – личностное общение. На первый план выходит общение со сверстниками. Происходит отчуждение от взрослых в стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость. Рост социальной активности. Интерес к общению с отдельными, заинтересовавшими подростка взрослыми людьми и ровесниками.
Старший школьный возраст (15-17 лет): период личностного, интимного общения. Происходит поиск себя, своего места в жизни. Стремление к независимости от родителей, семьи, обострение потребности к обособлению. Проблема выбора жизненных ценностей. Быстрое развитие специальных способностей, личностное самоопределение, чувство владения личности, обретение собственного «я».
Для того чтобы подобрать правильные формы работы с детьми того или иного возраста, рассмотрим особенности каждого возраста.
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности ребёнка в основном задаются взрослым. Дети, попадая в новую для себя обстановку, начинают себя чувствовать дискомфортно, стараются избегать непосредственных контактов. Соответственно, у них отсутствует самостоятельная инициатива и самостоятельная организация общения с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Увереннее чувствовать и быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача взрослого – проследить, чтобы каждый ребёнок был достойно представлен, завязать интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Так как в этот возрастной период такое средство, как игра лучше всего соответствует уровню развития и потребностям ребёнка, лучше всего наладить отношения и образовательно-развивающую деятельность посредством игр.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как отрочество (средний школьный возраст). Период этот характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности детей. При этом любознательность часто носит поверхностный, разбросанный, несистемный характер. В значительной степени подросток интересуется тем же, что и его окружение, друзья. С этим связана характерная для этого возраста «мода на интересы». Общие интересы выступают средством общения: дают повод, содержание и средства общения ребят.
Помимо общения со сверстниками, существенную роль начинает играть юношеская субкультура, т.е. некоторые нормы поведения, стиль общения и одежды, предпочтения, интересы, взгляды, характерные для молодёжи. При этом, как правило, отрицаются правила поведения и система жизненных ориентиров, принятая в мире взрослых людей. Ведущую роль в личностном самоопределении подростка и в определении его социального статуса в глазах сверстников играет принадлежность к группе.
Высокая значимость группы заставляет подростка вести себя так, как ожидают этого сверстники. Поэтому в случае требований взрослых соблюдения определённых морально-этических норм, подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.
Кроме того, подростковый период – время повышенной активности, роста жизненной энергии. Но одновременно это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто за двигательным беспокойством и повышенной возбудимостью скрывается утомление, которое подростки самостоятельно понять и проконтролировать не могут.
Практика показывает, что включение подростков в систему социально активной, значимой для самих ребят и окружающих коллективной деятельности – лучший способ помочь подростку получить новые знания, почувствовать уверенность в своих силах, утвердить себя в коллективе сверстников.
Старший школьный возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. В этом возрасте формируется стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, самоутвердить свою самостоятельность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.
В этом возрасте молодой человек начинает ощущать свою особенность, непохожесть на других, воспринимает эмоции как состояние своего внутреннего «я». Начинает задумываться о будущем, своих перспективах. Реализация потребности доказательства своей самобытности и независимости сопровождается, как правило, поведенческими реакциями пренебрежительности к советам взрослых, недоверием, критиканством.
Рассмотрев особенности психологии и поведения детей в разном возрасте, можно прийти к выводу, что в дошкольном и младшем школьном возрасте приоритетным будет общение и деятельность, в котором главенствующая роль приходится на взрослого, который выступает, как добрый наставник, учитель, «проводник». В период подросткового возраста актуальным становится общение в группе сверстников, участие в командных, коллективных видах деятельности. Важен и элемент состязательности, соревновательности. Роль взрослого – старший друг, единомышленник, вожатый. В период старшего школьного возраста сохраняется стремление к коллективным формам деятельности, но к ним присоединяется интерес и к индивидуальным видам деятельности – тем, в которых молодой человек может проявить успешность, реализовать свои знания и умения, утвердить собственное «я».
Если попытаться систематизировать мероприятия по сложности проведения, по охвату читателей, по времени, затраченному на подготовку, можно выделить три основные группы:
Начинается любое мероприятие с предварительной работы. Возникает идея, замысел, определяются цель и задачи предстоящего дела (что я хочу?), целевая аудитория (для какого возраста?), намечаются основные действия (что надо сделать?), определяется форма проведения (как лучше?). Организатор определяет для себя следующие вопросы: что будет интереснее для ребят этого возраста? Как их увлечь? Как передать основную мысль мероприятия? Отметим, что любое дело, мероприятие, конкурс, праздник, игра должны отвечать следующим требованиям:
При подготовке к мероприятию могут понадобиться и другие исполнители (оформитель, звукорежиссёр, изготовитель костюмов, рекламные агенты, затейники, распорядители), о наличии которых тоже заранее должен позаботиться организатор. Их роли могут с успехом выполнять не только сотрудники библиотеки, но и подростки, и старшие школьники (помните об их стремлении к самоутверждению?).
Предусмотрите все моменты проведения мероприятия: присутствие на нём родителей, почётных гостей, представителей администрации, приглашённых артистов, церемонию награждения победителей и т.п. Все участники не должны чувствовать себя случайными, лишними, забытыми.
После проведения мероприятия хорошо подвести его итоги, проанализировать, извлечь что-то полезное на будущее. И обязательно отметить вклад юных помощников. Причастие к успеху общего дела – лучший мотиватор как для правильного принятия себя и формирования положительной «я»-концепции, так и для дальнейшей активной деятельности при проведении последующих мероприятий.
Сразу после окончания мероприятия происходит анализ и обобщение опыта, накопленного при планировании, разработке и проведении. Необходимо обратить внимание на все интересные предложения, отобрать и использовать в последующей работе лучшие из них.
Итак, для успешной подготовки и проведения мероприятия нужно:
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Игра – один из видов человеческой деятельности (а для ребёнка – основной вид). Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, её роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Одна из типичных черт игры – наличие в ней творческого начала. Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работают мысли и воображение, что связано с построение сюжета, отбором содержания, роли, с изобретательностью при создании игровой обстановки (творческие, ролевые игры), в быстрой мобилизации знаний и умений. В силу этого игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсорных, интеллектуальных, речевых.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-досуговыми возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
По педагогическим и воспитательным задачам игры могут подразделяться:
Мир игр богат и неисчерпаем. Игровая потребность как характеристика личности не связана с возрастом, а лишь характеризует культурный уровень личности. А для ребёнка любая игра является возможностью освоить новое пространство, продемонстрировать смекалку, ловкость, гибкость ума, проявить лидерские качества, стать победителем не когда-нибудь, а сегодня, сейчас.
Игра для ребёнка – выход в большую жизнь, осуществление мечты, исполнение желаний. Большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры.
Практика показывает, что информация, преподнесённая ребёнку в готовом виде, усваиваются на 50-60 %, а то, в чём он принимал непосредственное участие – на 90 %. Так, например, использование только монологовых форм в проведении массовых мероприятий для детей, часто приводит к тому, что им бывает скучно, так как они не имеют возможности реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Именно интерактивные формы помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, позволяют активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придают мероприятиям живой, неформальный характер, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы.
Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности. Все виды деятельности человека рождаются в игре, берут в ней своё начало. Именно поэтому развивающий и воспитывающий потенциал игр зависит от содержательной, познавательной, нравственной информации, заключённой в тематике игр, норм, заложенных в правилах предлагаемых игр, выбора, каким героям и в чём подражают участники.
Дети в игре проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпения при выполнении правил игры, чем при выполнении требований обычной повседневной жизни. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения. Таким образом, обеспечивается становление важнейших личностных образований: усвоение норм и правил поведения, соподчинения мотивов, произвольность поведения, самооценка.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации воспитательного и образовательного процесса в форме различных игр.
Место и роль игровой технологии во многом зависят от понимания организатором игры функций и классификации игр.
Игровая деятельность может быть представлена в следующих видах:
Насыщенными игровыми элементами могут быть любые библиотечные мероприятия. Зная игровые формы работы с детьми, можно придумать множество интересных и полезных мероприятий, а всё многообразие дел есть результат наполнения этих форм разнообразным содержанием. Необходимо лишь чётко знать, что количество форм всегда меньше, чем количество возможных вариантов содержания внутри этих форм, а число вариантов названий игр – бесконечное множество.
Интеллектуальные игры (викторины, эрудиционы, турниры эрудитов) – одна из самых популярных форм работы с детьми. С точки зрения педагогики интеллектуальные игры обладают огромным воспитательным потенциалом. Цель интеллектуально-познавательных игр – активизация познавательной деятельности детей, их логического мышления, общего кругозора. Являются прекрасным средством пополнения словарного запаса, развития интереса к познанию окружающего мира. Конечно, воспитательно-образовательный потенциал одного отдельно взятого эрудициона незначителен, но если интеллектуально-познавательные игры организованы как система, результативность их проведения возрастает в разы. Во-первых, система таких игр стимулирует познавательный интерес ребёнка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. Во-вторых, момент соревновательности позволяет ребёнку оценить свои возможности, а в случае победы – утвердиться в глазах сверстников. В-третьих, командные интеллектуальные игры способствуют развитию у детей навыков коллективной мыследеятельности, умения общаться в коллективе сверстников.
Три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:
Самое главное в организации интеллектуальной игры – её чёткие правила и корректно составленные вопросы. Вопросы интеллектуальной игры не должны быть:
Любая ошибка организаторов, допущенная в формулировке вопроса – это «пощёчина» самой идее интеллектуальной игры.
Хороший вопрос – это тот, для ответа на который нужны не только знания, но и умение логически мыслить. Это вопрос, который несёт в себе много информации (даже если правильный ответ на него не будет дан, участники обогатят свой интеллект знаниями, заключёнными в самом вопросе). Хороший вопрос – это вопрос, соответствующий теме игры, её сюжету. А, самое главное, хороший вопрос – это такой вопрос, про который даже не ответившие не него игроки без обиды с улыбкой скажут: «Какой хороший вопрос! И как же я не догадался!»
При подготовке интеллектуальной игры организаторы должны задать себе следующие вопросы:
Даже если правила игры сообщаются игрокам заранее, то перед началом игры они должны быть оглашены ещё раз.
Игровой сюжет – это та «изюминка», которая не только обогатит общее впечатление от игры, но и позволит обеспечить динамизм игры, эмоциональное «проживание» её моментов играющими. Например, интеллектуальную игру, посвящённую автомобильному спорту (факты его истории, выдающиеся спортсмены) можно «упаковать» в сюжет автогонок – ралли, проходя этапы которых, команды-экипажи соревнуются между собой в скорости и наборе баллов за правильные ответы. Другой вариант – бригады работников автосборочного цеха решили сами собрать спортивный автомобиль и участвовать на нём в авторалли. Для того чтобы собрать его, им необходим определённый комплект деталей, получить которые можно, правильно ответив на вопросы игры (каждая деталь имеет свою балльную «стоимость»). Тот, кто первый соберёт все необходимые для сборки автомобиля «детали», становится победителем игры. Таким образом, мы видим, что из одной темы, одних правил и одного набора вопросов получились две игры. Подобным способом можно придумать десятки «новых» игр. Наличие интересных игровых сюжетов и ролей позволит внести в достаточно скучную игровую форму вопросно-ответного общения эмоциональность и азарт.
Обучающие, поисковые, имитационные игры пользуются популярностью у подростков, помогая им проверить имеющиеся и приобрести новые знания, умения и навыки. Игры по станциям – это командные состязания, предусматривающие наличие нескольких игровых точек (этапов, «станций»), расположенных на некотором расстоянии друг от друга. На каждом этапе стоит руководитель станции – человек, который будет давать задания и отмечать результаты в путевом листе. Формируются несколько команд. Детям рассказывается предыстория игры (легенда). У каждой команды – свой маршрут, они стартуют с разных «станций», перемещаясь в процессе игры по принципу «вертушки» (по кругу). Делается это, прежде всего, для того, чтобы во время прохождения маршрута не возникало скопления команд, «очереди». На «станциях» участникам, прежде чем продолжить путь дальше, руководители станций предлагают выполнить разнообразные задания (творческие, спортивные, интеллектуальные). В маршрутном листе каждой команды отмечаются результаты. Подведение итогов – по окончанию игры. Это мероприятие проводится по элементарной и универсальной схеме: кто быстрее и лучше пройдёт все этапы игры.
В зависимости от места, времени года, погоды, каких-либо праздников или календарных дат эту игру можно проводить в совершенно разных вариантах, меняя название и предысторию. Например: поиски Деда Мороза (ёлки, подарков, снеговиков и т.д.) – зимой, путешествие по сказкам Пушкина (братьев Гримм, Чуковского, Андерсена, русским народным и т.д.). Игра может использоваться как составная часть тематического дня (День родного языка, Пушкинский день России, День Защитников Отечества и т.д.) А придумать конкурсы – тут открывается полный простор для фантазии. Главное, чтобы задания были выполнимы для детей и соответствовали их возрасту.
Цели игры представляют триединую комбинацию: учебные (ребята пробуют на практике применять свои знания, повторяют в занимательной форме уже изученное); развивающие (школьники учатся быстро реагировать в нестандартных ситуациях, критически осмысливать полученную информацию, задействовать наглядно-образное мышление, а также применять смекалку, тренировать быстроту реакции); воспитательные (дети привыкают работать в коллективе, стараются поддерживать друг друга в сложных ситуациях).
На настоящий момент известны следующие вариации игры по станциям:
Квест, как и игра по станциям, предполагает перемещение участников от этапа к этапу. Слово «Quest» переводится на русский язык как «поиск». В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать (объект, предмет, подсказку, сообщение) для того, чтобы можно было двигаться дальше и впоследствии прийти к определённому результату. Это может быть небольшая локация, квартира из нескольких комнат, парки, большие заброшенные здания или же территория в масштабах целого города.
Квесты могут длиться несколько часов и задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков.
В последнее время большую популярность приобрели квесты в виде командной игры. В процессе такой игры люди имеют возможность пообщаться, узнать много нового и интересного и реализовать заложенную в каждом человеке тягу к приключениям и загадкам. Команды следуют по заданному маршруту, выполняют задания, требующие сообразительности, эрудиции, выносливости и умения нестандартно мыслить. Задача игроков заключается в том, чтобы за короткое время, проявив смекалку и умения, решить предложенную задачу, а затем двигаться дальше.
Основное требование – все гаджеты (телефоны, смартфоны, планшеты) придётся оставить за пределами игровой зоны. Единственное, что можно взять с собой, – это смекалка, ловкость, смелость, отвага, аналитические способности и логика. В современном мире провести время наедине с собой без использования цифровых технологий – непозволительная роскошь и дорогого стоит.
Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Если говорить о малышах, то подобные задания заставляют ребёнка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность. Дети постарше, принимая участие в квестах, открывают в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления, учатся взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость и эрудицию.
Квест – это интеллектуальное развлечение, поэтому не нужно все происходящее в нём принимать близко к сердцу, расстраиваться в случае проигрыша, ссориться с друзьями, если у них что-то не получилось, бояться, нервничать и всё усложнять. Необходимо просто наслаждаться процессом и атмосферой. И тогда конечная главная цель от участия в квесте – получение положительных эмоций – будет достигнута.
К художественным играм можно отнести сюжетно-ролевые, творческие и театрализованные игры.
Данная категория игр – это не просто развлечение. Ей присущи эмоциональная насыщенность, увлечённость, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий художественные игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
В сюжете раскрывается содержание игры, роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Нередко в игру включаются разнообразные атрибуты, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, что является мощным стимулом к развитию воображения, фантазии, творческой инициативы.
К категории предметно-трудовых игр относятся дидактические (дисконтактные) игры. Это игры с готовыми, разработанными взрослым человеком правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребёнок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого.
Дидактическая игра, во-первых, имеет дидактическую цель, которая включается в игровую деятельность и сочетается с игровой задачей. Во-вторых, предлагает использовать дидактический материал. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что такая игра создаётся взрослым. Ребёнок получает её в готовом виде. Кроме того, дидактическая игра объединяет в себе два начала: игровое и обучающее. Поэтому одна из главных её характеристик – единство игровой и дидактической задачи.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.
В отличие от игр вообще развивающие и обучающие игры обладают существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Поэтому важная функция организатора состоит не только в обосновании необходимости и целесообразности темы, определении наиболее подходящей игровой формы, продумывании учебно-познавательной направленности, но и в правильном «внедрении» игровой практики в деятельность.
Важно чётко представлять для себя цель, форму, время и место проведения игрового мероприятия.
Организатору хорошо иметь сценарий (план) проведения мероприятия с расчётом времени на каждую его часть (вступительная, основная, подведение итогов, награждение). Заранее нужно составить список необходимого инвентаря и оборудования, обеспеченность необходимыми материалами, продумать призовой фонд, вопрос моральной и материальной оценки труда детей. Кроме того, важен вопрос подготовки ведущих, помощников организаторов на этапах игры, лиц, ответственных за музыкальное сопровождение, осуществление судейства и т.д.
Если попытаться перечислить вопросы и проблемы, которые предстоит решить организатору любого игрового мероприятия, то получится перечень из 10 слов:
При организации любой игры эти вопросы необходимо решить, но доли их важности в зависимости от выбранной организаторами формы проведения мероприятия будут разными. Например, в шуточной игровой программе, ориентированной на развитие общего кругозора игроков, можно меньше внимания уделить реквизиту, а в случае, если игра не построена на соревновательном моменте, то роль жюри при её проведении сводится к нулю.
Перед проведением любой игры её надо вначале объяснить участникам. Порядок объяснения правил игры детям может быть таким:
Обговорите условия выполнения игровых заданий и объясните условия их выполнения (например: время выполнения задания на этапе – 5 минут, передвигаться можно только по нарисованным на асфальте следам и т.д.).
Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие условия вида и формы проведения игрового мероприятия.
Для командных игр требуется распределить участников по командам. Это происходит путём расчёта игроков на «первый, второй, третий», методом разделения парных понятий, данных каждому игроку организатором (гвоздь-молоток, ромашка-гвоздика, грач-ворона), объединение согласно жетонам разного цвета, выданным организаторами и т.д.
В играх с водящим можно выбрать несколько способов его выбора: по желанию ребёнка, по жребию, по выбору большинства, по считалке, по результатам предыдущей игры (если это заранее было оговорено как условие) или все играющие в порядке очерёдности.
После объяснения правил игры спросите, всё ли понятно детям, при необходимости объясните ещё раз или покажите отдельные моменты игры, обговорите сигналы, которые будут свидетельствовать о тех или иных моментах (например: свисток – конец игры, поднятие флажка вверх – готовность команды дать ответ).
Во время игры следует наблюдать за состоянием играющих. Лучше закончить игру, пока ещё играющие не пресытились ей, но уже заметно устали. Несколько минут нужно предусмотреть на организованное завершение игры: подведение итогов, необходимые разъяснения, приведение в порядок игровой площадки.
Для детей очень значим момент окончания игры, распределения мест, но ещё более значимо для них внимание со стороны ровесников, организаторов, возможность самоутверждения и высокой оценки в их глазах. Поэтому в завершение мероприятия всегда следует найти несколько минут не только для награждения победителей, но и для словесного поощрения, похвалы, поддержки всех участников. Общий тон обсуждения итогов игры должен быть ободряющим, доброжелательным, вселяющим уверенность в новых достижениях.
Точку в проведении мероприятия организатор может поставить после того, как проведёт анализ результатов его реализации и обсудит итоги его проведения с коллегами и партнёрами, занятыми в нём.
Copyright © 2005 - 2024, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|