Лето закончилось. Какое оно было? Что нового и интересного предложили своим юным читателям библиотеки? Чем порадовали ребята нас?
На протяжении многих лет муниципальные библиотеки города Ижевска работают по программе «Летние чтения». В этом году в ее реализации приняло участие 24 библиотеки, которые предложили юным ижевчанам до 14 лет с пользой и интересом провести свой досуг в дни летних каникул. Содержательная часть летних программ была представлена многообразием тем и форм и отражала актуальные события в жизни России, Удмуртии и детской литературы.
Тематика
Итак, в связи с 250-летием города Ижевска, многие мероприятия библиотек были посвящены родному городу и краеведческой тематике. В библиотеке № 22 всё лето дети путешествовали по родному городу с Паровозиком Ижиком. В библиотеке № 25 летняя программа называлась «Мы шагаем дружно по подворьям Ижкара» и была посвящена культуре, экологии, истории и современности города. По краеведческой тематике работала библиотека № 24, их программа называлась «Колесо истории или Путешествие по родному краю». Летние чтения в библиотеке им. В. М. Азина были посвящены самому дорогому и родному, что есть у каждого человека - отчему дому и Ижевску, Удмуртии: «Воздух детства и отчего дома». Большинство мероприятий в библиотеке им. Н. А. Островского тоже было связано с родным краем. Библиотека № 23 свою летнюю программу также посвящает 250-летию Ижевска и природе родного края – «Рябиновые бусы».
Летние мероприятия в библиотеке им. М. Джалиля были посвящены татарской, русской и удмуртской культурам. В июне читатели были приглашены на майдан русского языка, в июле на майдан художественной литературы и в августе на фольклорный майдан. Дети имели возможность пообщаться с творческими людьми и самодеятельными коллективами Ижевска, познакомится с их жизнью и деятельностью. И сами показать свои таланты в сочинении и исполнении стихов и песен.
Библиотека им. П. А. Блинова как центр славянской культуры в течение лета знакомила юных ижевчан с обычаями и традициями славянских народов, проводила игровые и конкурсные мероприятия по украинскому, русскому, белорусскому фольклору и литературе.
Старинному народному земледельческому календарю посвящались мероприятия в библиотеке им. Л. Н. Толстого. Каждый день лета носил определенное название и был связан с определенными приметами и обычаями. Мероприятия имели фольклорно-экологическую направленность.
В библиотеке им. Ф. Г. Кедрова было проведено много различных мероприятий по экологическому просвещению детей, и летняя программа называлась «В некотором царстве, в цветочном государстве».
Программа лета в библиотеке № 20 – «Книжный Дом в Читай-городе» включала три темы: 250-летний юбилей Ижевска нашел свое отражение в мероприятиях июня. Июль посвящен Году Франции в России и, наконец, экологическая тема завершила лето в августе.
В библиотеке им. И. Д. Пастухова программа затрагивала так же три темы: История и современность Ижевска, культура Франции и правовые знания – детям.
Программа «Летних чтений» в библиотеке им. И. А. Крылова включала в себя такие темы: юбилей Ижевска, 65-летие Великой Победы и Год Франции в России. Детям не приходилось скучать, так как они подружились с Чилдриком и Чилдриной. Здесь также подводились итоги по краеведческой игре «Ключ от города», которая проходила в несколько этапов. Летние чтения в библиотеке им В. Г. Короленко прошли под названием: «В золотой карете лета» и раскрывали такие темы: Год Франции в России и юбилей Ижевска. Библиотека им. А. П. Чехова посвятила июнь Парижу, июль – жизни и творчеству А.П. Чехова, август – 250-летию Ижевска.
Деятельность библиотек всегда направлена на продвижение чтения в среду детей и подростков, активизации их творческих и познавательных способностей.
ЦМДБ им М. Горького пригласила юных читателей покорить Книжный Олимп и наполнила лето интеллектуальными играми, познавательными беседами и викторинами, связанными со знаменательными датами в детской литературе.
Летняя программа библиотеки им. Н.К.Крупской называлась «Летом можно веселиться, а можно также научиться» и была направлена на самосовершенствование и творческое развитие личности ребенка. Библиотека № 18 оставила унылые серые будни позади и приглашала детей летом только на праздники. Юные читатели библиотеки В. В. Маяковского путешествовали с книгой по Рельсам Дружбы до Станции Добра и Справедливости.
В каникулы невозможно обойтись без детской приключенческой и фантастической книги, которая манит в неизведанную даль. Библиотека им. Ю. Гагарина путешествовала вместе с читателями по Радужной Галактике, библиотека им. С. Я. Маршака позвала ребят к Горизонтским островам. А дети, читающие в библиотеке им. И.А.Наговицына отправились в веселое путешествие в город Счастья.
Внутренняя и внешняя реклама программы
Для привлечения внимания детей и их информирования о летних мероприятиях, многие библиотеки распространяли листовки и буклеты с рекламой и программой «Летних чтений». В фойе и читальных залах каждой библиотеки обязательно размещались афиши с расписанием летних мероприятий. Библиотека им. В. В. Маяковского придумала такой лозунг: «Летняя фишка – читай с друзьями книжку!».
В соответствии с тематикой чтений ярко и красочно были оформлены окна в ЦМДБ им. М.Горького, им. Н.К.Крупской, им. Ф.Г.Кедрова и других библиотеках.
На окнах библиотеки им. С.Я.Маршака расположились пират, попугай, сундук с сокровищами, весёлый осьминог и другие персонажи, между которыми - острова. Каждый остров – это информация о творческом конкурсе с указанием времени проведения.
Интересное оформление имеют и газоны около библиотек. В этом году в библиотеке им. И. А. Крылова композиция газона посвящена Году Франции в России «Любимые Французские сказки». На травке газона около мельницы «расхаживает» Кот в сапогах, мимо «проезжает» карета Золушки.
Около ЦМДБ им. М. Горького можно было погулять по экологическому саду и пройтись по экологической аллее. Возле библиотеки № 24 всех приветствуют большие куклы – это Лопшо Педунь и Одок.
Библиотечные выставки
Привлечь внимание детей к книгам можно с помощью библиотечных выставок. Они относятся к наглядным формам работы и могут содержать для показа не только книги, но и различные предметы. Часто выставки имеют игровой характер, так как к ним прилагаются игры, викторины, кроссворды. Это особенно актуально летом.
Вот некоторые примеры: «Живем в согласии с природой» (библиотека им. Л. Н. Толстого), «Кладовая мудрости» (библиотека П. А. Блинова), «Горизонтские острова» (библиотека С. М. Маршака). На абонементе в ЦМДБ им. М. Горького действовала игровая книжная выставка «Летний книжный круиз». 103 экземпляра книг были распределены по рубрикам: По волнам классики, Пристань досуга, Морские истории, 20 тысяч лье под водой. Морская тематика была выбрана в связи с юбилеем книги Ж. Верна «20 тысяч лье под водой». Прочитав книги, дети с интересом обращали внимание на дисконтактные игры при выставке.
Организация досуга детей
Одна из основных целей программы «Летних чтений» это – организация досуга детей в дни летних каникул через книгу, чтение и различные игровые формы. Летом библиотеки также сотрудничают с лагерями при школах, с детскими дворовыми клубами, оздоровительными лагерями, санаториями и детскими садами.
Традиционные библиотечные формы работы с детьми:
Одна из основных целей программы «Летних чтений» это – организация досуга детей города в дни летних каникул через книгу, чтение и различные игровые формы. Летом библиотеки также сотрудничают с лагерями при школах, с детскими дворовыми клубами, оздоровительными лагерями, санаториями и детскими садами.
В начале июня во всех библиотеках, обслуживающих детей, ярко и празднично прошло открытие и презентация программы «Летних чтений». Это было только начало читательских удовольствий летом.
Традиционные библиотечные формы работы с детьми:
Формы и методы работы библиотек с детьми отличаются разнообразием.
К традиционным библиотечным формам относятся громкие чтения и тематические беседы для детей младшего школьного возраста. Беседы у книжных выставок и библиографические обзоры книг проводились в библиотеке № 19. Обзор книг «Voyage, вояж, или путешествие по французской литературе» прошел в библиотеке им. А. И. Крылова. Радует, что такую традиционную форму, как обсуждение книги не забыли в библиотеке им. Ю. Гагарина. Там прошло за чаепитием, в теплой дружеской обстановке обсуждение книги Марины Дружининой «Лекарство от контрольной».
Широко используется такая традиционная форма, как познавательный час.
Час фольклора «Богатыри всея Руси» прошел в библиотеке им. П.А.Блинова.
В библиотеке им. В.Г.Короленко провели ряд экологических часов: «Добро пожаловать в экологию!».
Принцип последовательности и систематичности учитывается при планировании библиотеками циклов тематических чтений и бесед. «Сундучок со сказками», «По лабиринтам литературной Европы» - такие циклы мероприятий проведены в библиотеке № 20. Циклы бесед об истории и знаменитых людях Ижевска и Удмуртии «Как все начиналось» (об основателях ижевского завода), «Улицы Ижевска: прошлое и настоящее», «М.Т. Калашников – человек-легенда», значительно расширили кругозор юных читателей библиотеки № 24.
Использование игровых форм в работе с детьми
Привитие детям любви к чтению не должно происходить скучно и навязчиво. Использование игровых форм в групповой и индивидуальной работе с детьми привлекает их внимание к книге, превращает процесс познания нового материала в увлекательное занятие. Юные посетители всех библиотек с удовольствием принимают участие в интеллектуальных и литературных играх. Например, в библиотеке № 23 прошли Звёздный час «Ижевская старина» и две игры «Счастливый случай», посвящённые Ижевску. Элементы игры используются также и в мероприятиях серьезной тематики, например: эколого-правовая игра «Услышать зов земли, которой ты частица» (Библиотека им. Л.Н.Толстого), турнир по правовым знаниям «Права литературных героев» (ЦМДБ им. М.Горького) и др.
Тематические дни и праздники
Хочется отметить, что особенно в летние каникулы целесообразно проводить комплексные тематические мероприятия, которые требуют основательной подготовки и помощи самих ребят в проведении. В библиотеке им. П. А. Блинова состоялись такие мероприятия, как День белорусской культуры, День украинской культуры. А в библиотеке им. В.В.Маяковского детей порадовал День яблок, День стиха. Библиотека им. С.Я.Маршака по настоящему отпраздновала День Нептуна. День безопасности, День здоровья, День умников и умниц, День мастеров прошли в библиотеке № 21.
К комплексным мероприятиям относятся и праздники, проводимые в стенах библиотеки. Настоящими праздниками являются значимые мероприятия, такие, как открытие и закрытие программы «Летних чтений» в библиотеках.
В библиотеке № 18 всё лето было посвящено праздникам. Дети побывали на таких праздниках, как Праздник бабушек, игрушек, самоделок, зубной щетки и красок, прошел Лимонный фестиваль и Шоколадный карнавал. Библиотека им. В.Г.Короленко совместно с клубом «Меридиан» устроила праздник «Тайны Замка Синей Бороды».
Библиотека № 24 пригласила читателей на праздник «Шар-Шоу». Веселые шары Бим и Бом (библиотекари Шакирова Н.С. и Кузнецова К.М.) играли с детьми в игры с воздушными шарами: «Волейбол», «Силачи», «Мотальщики», «Веселый художник», звучали стихи, песни и были показаны концертные номера, подготовленные участниками мероприятия.
В библиотеке им. В.М.Азина у детей была возможность узнать об экологическом обрядовом празднике «Куарсур» (праздник в честь молодой зелени).
Библиотека им. Ю.Гагарина, оправдывая своё космическое имя, провела в пределах своей библиотеки мероприятие планетарного масштаба «Мисс Вселенная» – конкурс для девочек, «Мистер Вселенная» конкурс для мальчиков.
Театрализованные мероприятия
Проведение библиотечных мероприятий с элементами театрализации, где в роли актеров выступают библиотекари или сами дети, вызывает живой интерес у читателей от дошкольного возраста до старшеклассников и способствует популяризации чтения и литературы. В ЦМДБ им. М. Горького, как и в других библиотеках, постоянно используется этот прием. Например, летом состоялась театрализованная литературная игра «Вовка в Лукоморье». При библиотеке существует игровой театр «Шкатулочка», который показал малышам спектакль «Приключения Чиполлино».
В библиотеке им. А.П.Чехова прошло театрализованное игровое мероприятие по мотивам сказок Шарля Перро «По дороге добра». Некоторые читатели библиотеки им. И.А.Крылова уже стали полноценными актерами и показывают свое мастерство другим детям.
Библиотека им. И.А.Крылова
В библиотеке им. Л.Н.Толстого одним из направлений творческого самовыражения детей стало их участие в спектаклях по сказкам собственного сочинения. Автор трех спектаклей, которые прошли летом – Никитина Полина (школа № 93, 5 класс). Сюжеты были навеяны русскими народными сказками.
В библиотеке им. М.Джалиля дети показали для своих сверстников спектакль по сказке Г. Тукая «Коза и баран». Актёры, читатели библиотеки, сами шили костюмы, изготавливали реквизит. Библиотека № 25 тоже имеет талантливых детей-актёров, которые осуществили такие постановки сказок, как «Каша из топора», «Лето в Простоквашино», «Сказка о Попе и работнике его Балде».
Кукольный театр выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Куклы - это ожившие герои любимых книг. Дети любят их, хотят встретиться с ними снова и снова.
В библиотеках № 23 и им. Н.К.Крупской широко используются кукольные постановки как самостоятельные мероприятия, так и как игровой элемент познавательных тематических мероприятий. Набирает опыт в постановке кукольных спектаклей и библиотека им. В. Г. Короленко. Здесь летом открылась детская театральная студии «Кота Мурлыки». Летом уже были показаны спектакли «Жан-дуралей» и «Красная шапочка».
В ЦМДБ им. М. Горького много лет существует Театр книги «Золотой ключик». В летний период театр продолжает активно ставить новые спектакли. В библиотеке № 19 так же летом прошло 5 кукольных спектаклей.
Музейные экспозиции в библиотеках
Деятельность библиотек поражает многообразием форм работы. При некоторых библиотеках своими силами создаются мини-музеи. Библиотека № 25 проводит экскурсии по своему музейному уголку. В читальном зале библиотеки № 24 был организован «удмуртский уголок», где представлены предметы быта, одежда удмуртов прошлого века.
В библиотеке им. В.М.Азина продолжаются экскурсии по мини-макету удмуртской избы и функционирует выставка декоративно-прикладного творчества «Убранство жилища: от прошлого к настоящему», где представлены элементы украшения жилища из природных материалов и предметов рукоделия.
Библиотека без границ
Лето, солнце, каникулы! Библиотечные мероприятия не ограничивались стенами библиотек и близостью книжных стеллажей и полок. В библиотеке им. Н.К.Крупской многие подвижные игры и конкурсы проходили в сквере библиотеки «Летняя беседка». Таким образом, гораздо большее количество детей могло принять в них участие.
Интеллектуальная игра-путешествие на свежем воздухе «По родному краю за 60 минут», в которой приняло участие 30 детей, прошла в библиотеке № 24.
Библиотека № 22 организовала выход детей к памятнику собаке-космонавту Звёздочке с краеведческой беседой и викториной. Урок мужества «И помнит мир спасенный» с возложением цветов к вечному огню проведен в библиотеке № 21.
Библиотека им. В.М.Азина организовала прогулку в мастерскую Тарасовой Нины Семеновны во Дворец детского творчества г. Ижевска. Экскурсии в Храм Пантелеймона Целителя и в Храм царственных великомучеников с беседами проведены библиотекой им. Л. Н. Толстого. Библиотека им. Н. А. Островского со своими юными читателями приняла участие в субботнике по очистке родника.
Дисконтактные библиографические и литературные игры
Дети города могли летом прийти в библиотеку не только для того, чтобы почитать книгу или поучавствовать в библиотечном мероприятии, но могли и самостоятельно позаниматься каким либо любимым делом или просто поиграть.
Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда следует отнести такие развивающие игры: литературные кроссворды, заочные викторины, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Разработка новых библиографических игр (информографических) – одно из перспективных направлений в творческой деятельности библиотек ЦБС.
В ЦМДБ им. М.Горького на абонементе и зале делового чтения участниками программы активно использовались такие игры, как игра-поиск «Остров Сокровищ», заочная викторина «Город, в котором я живу» и другие игры. В библиотеке № 24 ребята могли проверить свои знания с помощью таких настольных заданий, как кроссворды, литературное домино, библиографические игры-поиски и игра с кубиками «Три балета» (по творчеству Чайковского). В библиотеке № 22 есть рюкзачок мальчика Ижика с подборкой книг об Ижевске и викторинами, ребусами по теме книг. В библиотеке им. Н. К. Крупской участники программы «Летних чтений» получили конкурсный формуляр «Летом можно веселиться…, а можно также научиться!», который содержал психологические упражнения, игры, рекомендации, викторины, кроссворд. Всё лето читатели библиотеки № 23 составляли «Азбуку Ижевска». Необходимо было расположить по алфавиту перечень имён и названий, значимых для нашего города». Каждый участник викторин строил свой дом на «аллее славы», получая по кирпичику за каждый правильный ответ. Еще было предложено 8 викторин и 5 дисконтактных игр.
В библиотеке № 25 дети самостоятельно составляли кроссворды и викторины по краеведческим книгам и художественным произведениям различных писателей.
Лето не для скуки!
Настольные игры, шахматно-шашечные турниры, видео- и мульт- просмотры по литературным произведениям предлагались детям во многих библиотеках летом.
Библиотеки составляли расписание на неделю – в определенные дни дети рисовали на заданную тему, мастерили или сочиняли. Результатами их трудов стали самодельные книги и альбомы, определялись победители творческих конкурсов.
Творческие работы читателей библиотеки № 19 нашли отражение в самодельной книге «Мой дворик» и самиздатовском журнале «Вороненок». В течение всего лета дети несли в библиотеку № 20 свои стихи, рисунки, изделия, в результате получились самодельные книжки на темы: «Загадочное Лукоморье», «Под зеленым парусом – в будущее», «Эти старые, старые сказки», «Мой город». Творческие занятия с детьми – игра-сочиняйка «Мы из будущего», прошли в библиотеке № 22, каждый участник смог написать историю о том, каким наш город станет через 250 лет. В библиотеке № 24 составлена «Книга об Удмуртии». А в библиотеке им. В.Г.Короленко лучшие работы по итогам конкурса рисунков, посвященного 250-летию, были опубликованы на страницах «Любимой газеты».
Юные помощники библиотеки
Летом дети не только отдыхали, играли и читали. Юные помощники библиотекарей принимали участие в озеленении клумб, уходе за цветами, починке обветшавших книг, обработке новой литературы, обеспыливании библиотечных фондов.
За свои труды, и за участие в программе «Летних чтений» дети получали баллы, или библиотечную валюту, которая в конце лета обменивалась на настоящие подарки!
Статистические показатели:
За лето записалось 11494 новых читателя до 14 лет.
Всего посещений 101023.
Книговыдача 291032 экз.
Проведено 1315 мероприятий.
Мероприятия посетило 21715 детей.
Copyright © 2005 - 2025, ЦМДБ им.М.Горького. Все права сохранены.
|